ДУШАНБЕ, 22 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Современный "дешевый" террор — а жизнь одного малообразованного бойца не стоит ничего – оказался привлекателен для организаторов атак простотой исполнения, бороться с его проявлениями оказалось крайне сложно, уверен политолог Глеб Кузнецов.
Для организации "масштабной акции" вроде атаки на башни-близнецы террористы затрачивали огромное количество усилий: им нужно было воспитать людей, отработать сложную логистику, систему командования. В последних терактах, объяснил эксперт, расходы террористической сети равны нулю.
Кузнецов назвал два возможных способа противодействия так называемому автотеррору: это борьба с экстремистским контентом в интернете и профилактические действия в среде, где террористы непосредственно впитывают экстремистские идеи.
"Террористы не в безвоздушном пространстве существуют – они посещают мечети, другие религиозные заведения, учебные заведения. Нужна очень серьезная работа по контролю над этой средой, по профилактике, а это очень серьезная задача. Если война с "Аль-Каидой" – это настоящая война в традиционном понимании, то здесь фактически идет борьба с партизанским движением. Непонятно, откуда ждать угрозы. Это совершенно новый вызов", – отметил политолог.
Эксперт указал на сходство недавних террористических атак с "интифадой ножей", объявленной палестинцами в Израиле в 2015 году: сопротивляться таким нападениям оказалось крайне тяжело. Спящим ячейкам боевиков необязательно давать прямые указания, иногда достаточно "подогревать" сторонников определенным контентом в интернете.
"Самое дорогое и уязвимое в любой организации – это система управления. Нарушишь систему управления, и все рухнет. Собственно, на этом и основана традиционная борьба с террором. Ловят лидеров, устанавливают связи. Террористические ячейки нового типа выявить значительно тяжелее", – уверен Глеб Кузнецов.
Доктор исторических наук, профессор Алексей Малашенко, в свою очередь, считает, что противодействовать такому виду террора в полной мере невозможно. Он считает, что за атаками стоят террористы-одиночки, и последним шагом к совершению теракта может быть все что угодно, включая проблемы личного характера.
"Это самодеятельность. Террористы в данном случае не получают указаний сверху. Бороться надо, но всплески насилия нельзя предотвратить. Необходимо внедриться в среду, чтобы отслеживать происходящее изнутри, но пока это невозможно", – отметил он.
Малашенко заявил, что террор переживает своего рода эволюцию: от сложного к простому, но более дешевому.
"Вся эта публика, которая колет, режет, убивает – тоже накапливает опыт. Сейчас они используют автомобили, а завтра начнут утюги использовать. Самое печальное, что эта публика совершенно безответственная, эмоционально расстроенная. При определенных обстоятельствах они доберутся до химического или до бактериологического оружия. Вот это, как мне кажется, самая главная угроза на данный момент", – подчеркнул политолог.
Днем 17 августа автофургон въехал в толпу людей в районе пешеходной улицы Рамбла в Барселоне. Ответственность за теракт взяла террористическая группировка "Исламское государство". Через несколько часов автомобиль въехал в группу людей в Камбрильсе в 120 километрах от Барселоны. По официальным данным, в результате терактов в Испании погибли 15 человек, 130 пострадали.