ДУШАНБЕ, 25 авг — Sputnik, Дмитрий Матвеев. В поселке Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области расположена сельскохозяйственная ферма ООО "Славянка М". На ней вместе с российскими гражданами трудятся и уроженцы стран Центральной Азии.
Недавно для последних на ферме состоялся семинар проекта "Школа мигранта", организованный Комитетом по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям областного правительства.
Эксперты и юристы встретились с иностранными рабочими и ответили на их вопросы по миграционному законодательству. Sputnik Таджикистан тоже побывал в поселке и узнал, кем и как они трудятся на ферме.
Ферма ищет трезвых рабочих
По официальным данным МВД, за прошлый год количество рабочих из других стран на предприятии составляло 37 человек. Однако цифры уже не актуальны, поскольку часть мигрантов уехала на родину. Сейчас в хозяйстве трудятся около 25 иностранцев. Больше всего здесь таджиков, следом по численности идут узбеки, есть немного украинцев и белорусов.
Как пояснил директор фермы Михаил Гребенев, жители расположенного рядом поселка Пудомяги раньше без особого энтузиазма шли к нему работать. Они предпочитали ездить в Санкт-Петербург, до которого отсюда примерно 50 километров, а также в расположенные в его черте Пушкин и Павловск.
Большую роль играло и то, что в начале 2000-х годов ферма находилась в упадке. Когда же после 2005 года дела пошли в гору, местные стали охотнее наниматься на работу в хозяйство, но только механизаторами. А российские санкции в отношении сельскохозяйственной продукции из Европы дали еще один толчок к развитию фермы.
Общая площадь полей фермы составляет 2 тысячи гектаров, на них выращивают картофель, зерно и кормовые культуры. На ферме насчитывается около 1200 голов скота. В штате работников около 70 человек, и около трети из них — мигранты. Таджиков здесь чуть больше десятка. Трудятся трактористами, животноводами и разнорабочими.
Как рассказал директор, основным критерием при приеме на работу считается трудолюбие. В то же время единственные, кого он не берет на работу — это люди, злоупотребляющие алкоголем.
"Мне привели как-то по знакомству двух белорусов, но я их почти сразу выгнал за пьянство", — рассказал он.
Поскольку таджикские ребята в большинстве своем не склонны к употреблению алкоголя, то это оказалось еще одним преимуществом, из-за которого Гребенев делает выбор в пользу таджиков.
Жизнь в общежитии
Живут мигранты прямо на территории фермы. Специально для них хозяин построил общежитие.
"Нормальное общежитие. За проживание я у них ничего не высчитываю, только за электричество, примерно по 500 рублей в месяц, потому что электричество дорогое. Готовят они сами, продукты покупают тоже сами. Тут куча магазинов через дорогу", — рассказывает директор.
Молоко рабочие из Таджикистана покупают прямо на ферме.
"Своим работникам мы продаем молоко по 10 рублей за литр", — говорит Гребенев.
В общежитии у ребят из Таджикистана четыре комнаты, сушилка, ванная и туалет. Живут они по четыре человека в комнате, спят на больших кроватях. Условия достаточно комфортные — есть даже телевизор.
Таджики хвастаются, что зимой в помещении тепло, показывая на большой обогреватель на потолке, который может регулировать температуру внутри помещения.
Что касается зарплат, то хозяин фермы подчеркивает, что все зависит от квалификации и трудолюбия, а также сезона.
По словам разнорабочих, они зарабатывают по 18 тысяч рублей. А вот один из таджикских трактористов пояснил, что его зарплата составляет почти 60 тысяч в месяц, поскольку сейчас сезон, и он работает 6 дней в неделю.
"Если у нас не хватает рабочих рук, то ребята, которые трудятся разнорабочими, берут себе и другую работу. Я за это доплачиваю. Таким образом, и они могут получить очень хорошие деньги", — добавил Гребенев.
Братья Нарматовы
На ферме работает семья — три брата. Всех их давно называют русскими именами, поскольку местным рабочим сложно запомнить их настоящие имена. Ребята не обижаются, ведь так всем гораздо проще общаться.
Молодых людей зовут Гронжон (или Эдик), Шавкатжон (или Шурик) и Сераждин (или Сережа). Все трое приехали из Душанбе и все трое работают разнорабочими.
Михаил Гребенев рассказал, что изначально на ферме работало четверо братьев, но один недавно уехал в Таджикистан по личным делам.
Самым старшим из них оказался 29-летний Гронжон. С 2005 года он постоянно приезжает из Таджикистана на ферму, возвращаясь домой только на два зимних месяца. В 2006 году он женился, на родине его ждет жена и четверо детей.
Каждый месяц он отправляет родным по 5 тысяч рублей. По словам Гронжона, семинар ему очень помог, поскольку он смог лично познакомиться с юристом, помогающим мигрантам, и взял номер его мобильного телефона.
Второй по старшинству — 26-летний Шавкатжон. В России он живет уже три года и приехал на ферму вслед за старшим братом. Работает, как он выразился, "на картошке". То есть сажает картофель, занимается прополкой, окучиванием, и сбором урожая.
В Таджикистане у него тоже есть жена, и совсем скоро появится ребенок. Молодой человек признался, что супруга сильно скучает по нему, но при этом с пониманием относится к долгим "командировкам" в Россию.
Самый младший — 22-летний Сераждин. Из всех трех братьев он лучше всех говорит и понимает по-русски. На ферме он почти 5 лет, числится разнорабочим, но тоже помогает брату "на картошке".
По его словам, на русской ферме ему платят побольше, чем он получал бы в Таджикистане. Сераждин пока не женат.
С наиболее квалифицированными рабочими из Таджикистана — трактористами — Sputnik Таджикитан удалось пообщаться совсем немного.
Поскольку сейчас сезон, ребята постоянно трудятся в поле. Посевные площади, принадлежащие хозяйству Гребенева, растянулись на огромные расстояния от города Коммунар до города Гатчина. Отдыхать таджикам удается только по воскресеньям.