ДУШАНБЕ, 31 авг — Sputnik, Рубен Гарсия. Некоторые представители афганских властей не против, чтобы российские войска снова оказались на афганской земле. Правда, весьма ограниченным составом, только по приглашению правительства и исключительно для борьбы с наркотрафиком.
О том, что официальный Кабул не прочь позвать на свою территорию войска 201-й российской военной базы, сообщил в беседе с корреспондентом Sptunik Таджикистан глава дипмиссии Афганистана в РФ Абдул Каюм Кочай.
"Мы бы хотели, чтобы Россия помогала Афганистану и в этой области в том числе с помощью российских войск, дислоцированных на территории Таджикистана", — пояснил он.
Но, несмотря на то что наркоторговля – общепризнанное зло, необходимо ли участие контингента 201-й базы во внутриафганских делах, даже с санкции Кабула? Пересекут ли солдаты под бело-синем-красным флагом границу через реку Пяндж?
"Войска вообще-то не предназначены для борьбы с наркотрафиком, это не их задача. Да и мы не собираемся никоим образом вмешиваться в реальные боевые действия на территории этой страны. Максимум – это взаимодействие с правоохранителями", — считает военный эксперт Виктор Мураховский.
По его мнению, ситуация, когда регулярные войска входят на территорию чужого государства для решения по сути внутренних его проблем, является нонсенсом в мировой практике борьбы с наркоторговлей.
Такого не позволяет себе даже американское правительство, немало обеспокоенное тем, что на южных рубежах США процветает целая наркоимперия, где главари вооруженных картелей контролируют гигантский поток разнообразных наркотиков, поступающих в Северную Америку из Южной.
"Таких прецедентов я не помню, только если что-то попутно уничтожается военными: ну попало пару кустов конопли под гусеницу танка. Да и смысла в армии нет, наркоторговцы все равно не имеют тяжелого вооружения, только стрелковое оружие", — подчеркнул Мураховский Sputnik Таджикистан.
Но участие российских войск в борьбе с трафиком опиатов – это не только вопрос целесообразности. Их появлению в Афганистане препятствует большая политика.
Если речь идет о том, что войскам в самом деле предстоит воевать с наркоторговцами по южную сторону таджикско-афганской границы, то едва ли это возможно без согласия США, которые неустанно контролируют каждый шаг кабульского руководства.
"Сначала придется договориться с США, чтобы они принципиально согласились на российское присутствие в стране в подобном статусе. Да и потом — нам в любом случае придется взаимодействовать с американским командованием, просто из соображений элементарной безопасности, во избежание "дружественного огня", — отмечает специалист Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров.
Почему же Пентагон так свободно решает за правительство Афганистана серьезные военные вопросы? Дело в том, что между Вашингтоном и Кабулом существует особое соглашение по безопасности с Афганистаном, согласно которому американские военные обладают очень широкими полномочиями касательно того, кому, с кем и какими силами воевать на территории государства.
И, соответственно, американцы могут давать очень настойчивые "рекомендации" официальному Кабулу на этот счет.
"У них есть соглашение о безопасности, у нас нет. Этот вопрос можно решить в Совбезе ООН, но в свете последних событий в мире и отношения к России со стороны западных стран, я не уверен, что это получится", — полагает Дмитрий Верхотуров.
Но даже если официальный Кабул с согласия американских генералов пригласит на свою землю российских военных, Кремль, скорее всего, вежливо отклонит это предложение. Армия РФ и так тратит немало сил и средств, охраняя таджикистанско-афганскую границу, и сейчас делать за других грязную работу едва ли согласится. Тем более после 1989 года и неудачной американской кампании, Минобороны РФ туда возвращаться совсем не спешит.
Не последнюю роль в этом вопросе играет позиция Таджикистана. Руководство страны давно и настойчиво придерживается позиции нейтралитета, когда речь идет о боевых действиях за пределами республики. Даже российские войска в РТ нужны лишь для обеспечения собственной безопасности, если вдруг боевики "Талибана" или запрещенного в РФ "Исламского государства" решатся атаковать границы Таджикистана.
А вот если солдаты 201-й базы станут принимать участие в боевых операциях, по-соседски помогая Афганистану, остаться в стороне едва ли получится, придется помогать. Что предполагает определенные траты, и явно не входит в планы нынешнего таджикистанского правительства.