Мигранты из Центральной Азии в России
Последние миграционные новости: новые законы, проблемы беженцев и переселенцев, трудовые мигранты. Комментарии, аналитика и мнение экспертов. Статьи для мигрантов и их работодателей. Полезная информация для иностранных граждан.

Николайчук о Курбан-байраме: ислам не может влиять на мигрантов негативно

Подписаться на
Yandex newsTelegram
Не стоит негативно относиться к мусульманским праздникам, считает ведущий аналитик Центра специальных медиаметрических исследований Игорь Николайчук

ДУШАНБЕ, 1 сен — Sputnik, Игорь Николайчук. В этом году мусульманский праздник Курбам-байрам пришелся на День знаний 1 сентября. Накануне многие российские СМИ написали о переносе линеек в некоторых школах "по просьбе родителей и в интересах безопасности". Выяснилось, что речь идет об одной из московских школ, которая находится ближе всего к Соборной мечети.

Главная мечеть Москвы, расположенная на Олимпийском проспекте, – одна из крупнейших в Европе. Она может вместить 10 тысяч человек. Вокруг нее во время главных мусульманских праздников располагается еще до 150 тысяч молящихся. Что, разумеется, создает большие сложности для местных жителей.

Празднование Курбан-Байрама в странах ближнего зарубежья - Sputnik Таджикистан
Курбан-байрам или День знаний в Москве: чем закончился спор

На момент, когда готовилась эта колонка, стало известно, что Духовное управление мусульман решило сделать все необходимое, чтобы родители и школьники не испытывали затруднений: молитвы начнутся уже в 6.30 утра, и к 8.30 (времени начала линеек) основные мероприятия уже закончатся.

В Подмосковье напротив, муниципалитеты посоветовали администрациям 35 школ (всего в регионе школ около 1500) перенести время проведения торжественных линеек. Рекомендации адресованы тем школам, которые находятся рядом с местами проведения праздника Курбан-байрам. Речь идет о сдвиге школьных мероприятий на 10 часов утра.

В Московской области первого сентября  организуется 38 мест празднования и 13 мест забоя жертвенных животных.

Вот, собственно, и все. Но осадок от дискуссий в СМИ и блогах остался. В чем он выражается? В чувстве настороженности по поводу непредсказуемости поведения массы мусульман, большинство из которых приехали в Московский регион на сезонные заработки?

Праздник Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети, архивное фото - Sputnik Таджикистан
В Москве 1 сентября в день празднования Курбан-байрама перекроют ряд улиц

Свои среди чужих

Когда пишешь на религиозные темы, всегда испытываешь некий дискомфорт, связанный с необходимостью тщательнейшим образом соблюдать политкорректность. Хотя в Конституции России зафиксировано отделение религии от государства.

Вот что в этой связи хочется подчеркнуть. Есть радикальный ислам, который в сегодняшней жизни весьма заметен. И справедливо считается опасным, поскольку питает фанатизм и экстремизм. Люди, зараженные такими идеями, и формируют ударные отряды мирового терроризма.

Но очень важно трезво оценивать степень религиозного накала у основной массы тех приезжих мусульман – трудовых мигрантов, с которыми мы сталкиваемся каждый день в России.

Мое личное общение с гражданами Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, бродящими по Подмосковью в поисках работы, оставляет впечатление о них как о людях, у которых светское сознание доминирует. Они понимают, что, в отличие от времен СССР, воспринимаются здесь чужаками – особенно те, кто не имел возможности выучить русский язык. А в этом случае лучше не только не доводить дело до религиозных конфликтов, но и вообще "не высовываться".

Дети, архивное фото - Sputnik Таджикистан
День знаний, Иди курбон или массовый прогул: каким будет 1 сентября в РТ

Пусть идеологический огонь под знаменитым "плавильным котлом", в котором создавался "единый советский народ", погашен, но память – на каком-то интуитивном уровне – осталась. Например, у мигрантов и мыслей нет выделяться: бород не завели, одежда европейская, суждения и привычки вполне светские, ну и так далее.

При этом смешиваться с россиянами эти люди не хотят. Это не входит в их ближайшие планы. В эти планы входит заработать и вернуться домой. Но в непростых условиях пребывания на территории чужого государства у них сильна тяга к чему-то своему, знакомому, что хотя бы ненадолго объединяло бы в сложном пространстве смыслов.

Для значительной части мигрантов посещение мечети по праздникам отнюдь не религиозная потребность, а выполнение правил "игры в своей команде". Это крайне важно – чувствовать себя частью чего-то большего. Выбор в данном случае невелик. Дверей для входа в коллективное общее в России мало – ну не в футбольные же фанаты записываться.

Подготовка к празднику Иди Курбон в Душанбе - Sputnik Таджикистан
Мясистая шея и жирные ляжки: как в Душанбе отбирают барашков на Иди Курбон

Пожалуй, здесь, в России есть всего одна дверь, на которой вывеска: ты – мусульманин, и мы приветствуем тебя! Мусульманские праздники, да и вообще символизм ислама играют в данном случае роль стабилизирующего фактора непростого в психологическом отношении бытия в чужой стране.

Поэтому не стоит рассматривать влияние умеренного ислама на выходцев или "полувыходцев" из Центральной Азии в качестве негативного фактора. Институты умеренного ислама вполне лояльны российским властям и даже могут считаться своего рода помощниками в деле государственного строительства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0