ДУШАНБЕ, 22 сен — Sputnik. Необходимо убрать искусственные барьеры для переселенцев и организовать их профессиональную подготовку для того, чтобы превратить миграцию в действенный ресурс развития России, считают авторы доклада "Предложения к миграционной стратегии России до 2035 года", подготовленного в Центре стратегических разработок (ЦСР).
Противоречие средств и целей
По мнению авторов доклада, вызовами современной России является снижение миграционной привлекательности России для потенциальных переселенцев.
"На словах декларируется заинтересованность России в привлечении постоянных мигрантов в целом и "соотечественников" в частности, а на деле возводятся все новые административные барьеры на пути получения прибывшими легального статуса, их трудоустройства и расселения на территории России", — уточняют в центре.
По мнению авторов доклада, такой подход имеет негативный "демонстрационный эффект" для потенциальных переселенцев и вступает в прямое противоречие со стратегической целью стимулирования притока мигрантов для смягчения демографического кризиса в России.
В центре подчеркивают, что миграционный отток российских граждан за рубеж является серьезным демографическим и экономическим вызовом для России. Наиболее болезненным для экономики России является высокий образовательный и квалификационный уровень выезжающих российских граждан, что в сравнении с низкой образованностью значительной части трудовых мигрантов, прибывающих в Россию в поисках работы, приводит к ухудшению качества задействованной на российском рынке труда рабочей силы и выступает тормозом на пути формирования инновационного типа развития российской экономики.
Безвизовый режим
Эксперты рекомендуют в сфере международной миграции сделать акцент на стимулировании притока постоянных мигрантов – для стабилизации численности постоянного населения России, а также временных мигрантов – для восполнения дефицита российского рынка труда; в сфере внутренней миграции – на стимулировании притока населения в стратегически важные восточные регионы страны.
Авторы доклада отмечают, что важно сохранить безвизовый режим пересечения границ как фактор, поддерживающий историческое единство постсоветского пространства.
По мнению ЦСР, основная цель в области трудовой миграции – создание работающей модели привлечения иностранной рабочей силы, которая вытекала бы из реальных потребностей российского рынка труда, не ущемляя прав российских работников, и при этом гарантировала права трудовых мигрантов.
"Политика по привлечению трудовых мигрантов должна быть дополнительным, а не основным инструментом исправления ситуации на рынке труда", — отмечают в Центре стратегических разработок.
Актуальной управленческой задачей авторы исследования считают определение реального дефицита кадров на российском рынке труда, оценку возможностей перераспределения имеющихся национальных трудовых ресурсов и, исходя из этого — потребности в привлечении иностранной рабочей силы. Такая задача должна решаться в комплексе с реализацией государственной социально-экономической политики, политики занятости населения, политики в области образования, политики регионального развития.
При этом в докладе отмечается, что защита интересов национальных работников может обеспечиваться не только количественными ограничителями для иностранной рабочей силы. Приоритетное право трудоустройства для российских работников уже гарантирует их преимущество на рынке труда. Законодательно закрепленная реализация принципа равной оплаты за равный труд для мигрантов и национальных работников также на деле является механизмом защиты национального рынка труда, так как не позволяет расценивать мигрантов как источник дешевой рабочей силы.
Искусственные барьеры
Авторы доклада предлагают обеспечить российский рынок труда иностранными кадрами необходимой квалификации с помощью профессиональной подготовки трудовых мигрантов. Об актуальности этого говорит высокий неудовлетворенный спрос на рабочую силу на российском рынке труда в условиях значительного притока трудовых ресурсов из-за рубежа. Опыт показывает, что профессиональная и языковая подготовка потенциальных мигрантов в странах происхождения часто не соответствует требованиям российских работодателей.
В центре считают, что целесообразно наладить подготовку рабочих кадров из числа мигрантов в России на основе существующих и создания новых учебных заведений системы среднего профессионального обучения. Это обеспечило бы необходимый уровень профессиональной и одновременно языковой подготовки.
Обучение должно проводиться на кредитной основе с условием последующей отработки суммы кредита в России. Когда в дальнейшем граждане стран СНГ, получившие профессиональное образование в России, вернутся в свои страны, их профессиональный опыт и квалификация будут работать на развитие этих стран и тем самым повышать устойчивость экономического развития всего региона.
Учебная мобильность
Одно из важнейших направлений, по мнению авторов доклада, — упрощение порядка академической мобильности и учебной миграции. Привлечение иностранных преподавателей и научных сотрудников способно придать новый импульс реализации идеи инновационного развития экономики России. Привлечение иностранных студентов из стран СНГ в российские вузы может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал стран–партнеров России, которая имеет как экономическое измерение, так и политическое, — то, что принято называть "мягкой силой", которая способна укрепить политические позиции России в регионе.
В ЦСР также считают, что необходимо кодифицировать миграционное законодательство. Соблюдение принятого миграционного законодательства должно быть объектом жесткого и эффективного контроля. Миграционная политика должна выстраиваться с использованием расширенных и актуализированных баз данных. Одним из механизмов реализации миграционной политики может стать общественно-государственное партнерство в этой сфере.