Лидеры стран ЦА становятся главными инициаторами укрепления Содружества Независимых Государств.
Обратите внимание. Сегодня острие критики лихих политологов направлено против всех структур, которые дают постсоветским странам шанс на укрепление сотрудничества, безопасности и экономическое процветание.
СНГ тихо умерло, ОДКБ бесполезна, Евразийский союз странам-членам невыгоден, ШОС — декорация. Впрочем, ставится под вопрос уже и необходимость сохранения ООН, ЮНЕСКО и других авторитетных международных организаций. Зато НАТО и ЕС работают, как часы!
Что касается СНГ, то тезис о его необходимости как средства обеспечения цивилизованного развода бывших союзных республик после Беловежской катастрофы продолжает муссироваться вот уже 25 лет. Целое поколение сменилось, а развод все тянется. Пора, наверное, назвать вещи своими именами.
Еще в начале 1990-х годов адекватные американские ученые-обществоведы обратили внимание своих политиков на то, что нарезать государственные границы, выбрать президентов вместо первых секретарей республиканских компартий и переименовать русские названия улиц и городов — это еще не значит развестись. Национальные элиты или невесть откуда взявшуюся одиозную националистическую интеллигенцию развести легко, а вот народы — нет. Было сказано, что впереди болезненный процесс распада отнюдь не мифической общности под названием "советский народ".
Даже украинцы, под влиянием массированной антироссийской пропаганды, охладевшие к России, считают самой дружественной страной Беларусь. Грузины, кстати, Украину. Любить Россию там тоже временно неполиткорректно.
Разумеется, есть и альтернативные векторы ориентации для части граждан. В Азербайджане — Турция, в Молдове — ЕС (отнюдь не Румыния), в Грузии — США. Год от года картина незначительно меняется, но постсоветский вектор все равно намного мощнее всех остальных. Постоянно. Населению всех бывших союзных республик разводиться друг с другом не очень хочется.
В этом смысле сохранение СНГ — это четкий месседж политикам от электората. А саммиты СНГ — "надежды маленький оркестрик".
А теперь главное. В странах Центральной Азии (а проще говоря, в бывших республиках Средней Азии) ориентация на "постсовет" просто зашкаливает. Равноудаленность равноудаленостью, но принять, например, военную помощь в случае угрозы суверенитету здесь готовы только от России и (в ряде случаев) от Казахстана, отнюдь не от КНР или США. Саммит в Сочи впервые обозначил консолидированное (именно консолидированное, вот в чем прорыв!) стремление лидеров центральноазиатской пятерки укреплять Содружество. Как теперь модно говорить, проявлена коллективная политическая воля.
Лично я считаю, что приезд в Сочи президента Молдовы Игоря Додона — более знаковое событие, чем участие в саммите президента Узбекистана Мирзиёева (да простит меня Шавкат Миромонович). Но узбекский лидер был членом своего рода команды. О наличии команды говорят и некоторые тонкие моменты. Здесь и "оживляжный бантик" — экспромт президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова с "незапланированным" щенком — подарком Путину, и то обстоятельство, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон нашел в себе силы прибыть в Сочи, несмотря на недавнюю смерть старшего брата (Нуриддин Рахмон скончался от инфаркта 7 октября), и то, что Мирзиёев накоротке пообщался с Путиным, и то, что одним из наиболее значимых документов саммита стало заявление глав государств о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей. Но это как раз тот вопрос, где у лидеров стран ЦА меньше всего проблем, они выглядят на фоне других вполне благополучно и могут делиться опытом.
Командная игра себя оправдала. Шавкат Мирзиёев увез из Сочи главный приз. Заседание Совета глав государств в 2020 году состоится в Ташкенте. И это правильно. Саммиты надо проводить там, где верят в будущее Содружества.