ДУШАНБЕ, 26 окт — Sputnik, Рубен Гарсия. Лучшее средство профилактики экстремизма среди мигрантов — наличие сносных условий труда и пребывания их в стране. Об этом говорят дипломаты и представители землячеств из стран Центральной Азии, с ними соглашаются и российские миграционные эксперты.
Но одно дело сказать — другое воплотить в жизнь.
Улучшение условий пребывания мигрантов в стране и снижение административного давления позитивно скажется на экономике, так как множество иностранных рабочих выйдут из тени и начнут платить отчисления в казну. Российские власти с этим и не спорят.
Но реализовывать подобные инициативы не спешат и понятно почему: выгода от прозрачности мигрантского сообщества требует серьезных трат на создание инфраструктуры. А расходовать на это бюджетные деньги в худосочные кризисные годы чиновникам, конечно, не хочется.
Вместо этого власти, с одной стороны, реализуют курс на упрощенное оформление разрешительных документов — и это плюс для мигрантов.
С другой — государство серьезней взялось за контроль миграционных потоков, что неизбежно приводит к ужесточению миграционного законодательства и перегибам на местах, и это очевидный минус для иностранных рабочих.
"Мы сами ужесточаем законодательство и сами же создаем ситуацию, когда люди уходят в тень. И должны понимать, к каким последствиям это приведет", — считает председатель Комиссии по миграционной политике правительства Москвы Александр Калинин.
Так, на недавнем заедании в Общественной палате России, посвященном профилактике экстремизма среди мигрантов, представитель управления МВД по делам миграции сообщил, что ведомство готовит проект по осуществлению миграционного учета в электронном виде.
Вместе с тем полиция собирается ужесточить наказание по ст. 332 УК РФ "Организация незаконной миграции". В частности, за создание "резиновых" квартир и фальсифицированную регистрацию.
"Мигрант имеет право регистрироваться либо по месту работы, либо по месту пребывания. Ну и какое количество российских граждан, сдающих свои квартиры, согласится регистрировать там мигранта? 6-7%, не более. К сожалению, правительство не до конца прорабатывает эту ситуацию", — отмечает Калинин.
В рамках проекта помощи мигрантам 90180.ru проходят встречи с иностранными гражданами, работающими в России и сталкивающимися с какими-то юридическими и бытовыми сложностями в повседневной жизни. К примеру, с завышенной стоимостью медицинской страховки, по которой нереально оплатить самые базовые медицинские услуги. Или необходимости покупать патент для неработающих членов семьи.
"У нас на 550 тысяч патентов оформляется не более 10% трудовых договоров. Спрашивается, где остальные люди?" — недоумевает эксперт.
Об этой же проблеме корреспонденту Sputnik Таджикистан говорил и посол республики в РФ Имомуддин Сатторов.
Кроме того, повышение в столице стоимости патента сразу на 7%, явно не способствует выходу мигрантов в легальное поле.
По мнению первого зампредседателя Комиссии ОП по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максима Григорьева, среднестатистический иностранец хочет приехать в РФ, заработать побольше денег так, чтобы его не обманули, не арестовали, не брали с него взятки — и уехать поскорее домой. И в этом несомненная польза для экономики России.
Вместе с тем нелегальная миграция — это не только угроза экстремизма, это и рост преступности (мигрантов много, и не все они законопослушные граждане), и нагрузка на социальную инфраструктуру.
И если говорить о патентах, то ситуация, когда люди находятся в стране без работы, плоха не только для мигрантов, но и для государства.
"Люди приезжают на время, но с семьями. Жена может не работать, но при этом пользоваться услугами здравоохранения. Это создает большую нагрузку на социальную инфраструктуру, хотя бы в вопросах здравоохранения. В пору подумать об экономической выгоде такой миграции для государства", — полагает Григорьев.
Впрочем, против такой оценки мигрантов как некой экономической функции, простого источника наполнения госбюджета выступают большинство российских экспертов, вплотную работающих с мигрантским сообществом.
Обезличивание иностранца, работающего в России, обостряет и так не простую потенциально конфликтную тему взаимоотношений "местных" и "приезжих".
Для всех участников этой дискуссии очевидно простое решение: нужно сделать так, чтобы иностранцы, приезжая в страну, свободно получали документы у надзорных органов, не боясь проблем с законом, а взамен бы исправно платили налоги.
Увы, способа сделать так, чтобы государство оказалось в плюсе, не ущемив интересов мигрантов, не знает никто.