ДУШАНБЕ, 16 ноя — Sputnik. День президента Таджикистана отмечают в республике уже второй раз. В перечне праздничных дат страны он появился в апреле 2016 года, когда нижняя палата парламента утвердила поправки в закон РТ "О праздничных днях".
Существуют две версии того, почему День президента назначили именно на 16 ноября. Согласно первой, привязка сделана к дате начала работы исторической 16-й сессии Верховного совета Таджикистана, на которой 16 ноября 1992 года Эмомали, в то время еще Рахмонов, был избран председателем ВС.
"Он тогда был достаточно робок и худощав, этакий красивый и молодой председатель Кулябского облисполкома. За власть он никогда не боролся: его выделили, оценили качества хорошего исполнителя и поручили важную работу", — вспоминал позже эксперт по странам Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов, присутствовавший на мероприятии.
Вторая, более вероятная версия, связана с тем, что именно 16 ноября, но уже 1994 года, состоялась инаугурация нынешнего президента страны. С тех пор, вот уже 23 года, Эмомали Рахмон уверенно держит в руках бразды правления и после внесенных в октябре 2016 года поправок в Конституцию обладает правом переизбираться на пост главы Таджикистана неограниченное количество раз.
В прошлом году День Основателя мира и национального единства, Лидера нации, президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона (так сейчас официально именуется его должность) отметили с большим размахом, но на этот раз решено сбавить обороты.
"Помпезные мероприятия, посвященные данному празднику, в этом году не запланированы: День президента в стране в этом году будет отмечаться скромно", — предупредил заранее пресс-секретарь правящей Народной демократической партии РТ Усмон Солех.
Мэрия Душанбе, возглавляемая сыном главы государства Рустамом Эмомали, анонсировала научно-практическую конференцию на тему "Эмомали Рахмон — президент-миротворец и основоположник национальной государственности таджиков".
Не останутся в стороне и государственные учреждения вкупе с советами народных депутатов всех уровней. Там будут проведены торжественные собрания, на которых в очередной раз Эмомали Рахмона поблагодарят за его неустанный труд на благо таджикского народа.
Если не обращать внимание на разгоревшуюся после этих слов полемику о допустимости или недопустимости такого рода сравнений, то в сухом остатке можно выделить одно бесспорное утверждение: прекращение вооруженного гражданского противостояния в Таджикистане стало возможным благодаря Эмомали Рахмону.
Многие его оппоненты заявляют, что подобные высказывания нивелируют роль в примирении тогдашнего лидера таджикской оппозиции Саида Абдулло Нури, но не стоит забывать о том, что в глазах мировой общественности легитимным главой Таджикистана являлся именно Эмомали Рахмон, личные воля и мужество которого позволили успешно преодолеть долгий и тяжелый переговорный процесс.
Обретенный после достижения мира политический капитал Рахмон направил на построение прочной вертикали власти в республике, дабы не допустить подобных потрясений в дальнейшем. Методы при этом зачастую использовались насквозь авторитарные, и он отдавал себе в этом отчет.
"Страна, власти которой в течение 70 лет вели одну и ту же политику, проповедовали одну и ту же идеологию, не может за 10-20 лет превратиться в демократическое, цивилизованное общество. Для изменения менталитета людей нужно время", — заявил Рахмон в интервью телеканалу Euronews 5 лет назад.
Широкую международную известность президент Таджикистана приобрел после выдвижения с трибуны ООН своих водных инициатив. Не обладающий сколько-нибудь значительными запасами нефти и газа Таджикистан своим главным природным ресурсом числит пресную воду, по запасам которой занимает одно из ведущих мест в мире. Проблема в том, что как-либо монетизировать этот ресурс пока не удается.
Но если в политическом аспекте бессменный президент Таджикистана действует очень успешно, то с экономикой дела обстоят вовсе не так радужно. Около миллиона граждан страны, зарабатывающих на пропитание своим семьям за рубежом, — более чем убедительное свидетельство плачевного состояния народного хозяйства РТ.
Многолетнее падение мировых цен на хлопок и алюминий — главных статей таджикского экспорта — привело к тому, что основным источником пополнения государственной казны (в разные годы от 35 до 45% ВВП) стали переводы трудовых мигрантов. Кризис в России, где работает наибольшая их часть, сильно сократил этот источник дохода, а равноценной замены ему в обозримой перспективе не предвидится.
Возведенный в ранг национальной идеи запуск Рогунской ГЭС — самого известного советского долгостроя — требует громадных капиталовложений (около 4 миллиардов долларов), которых у республики нет, как нет и большого количества зарубежных спонсоров, желающих рискнуть своими деньгами. Негативный опыт инвесторов Сангтуды-1 (Россия) и Сангтуды-2 (Иран) резко охладил пыл потенциальных зарубежных вкладчиков в энергетическую отрасль РТ.
Правда, в последние годы резко возрос объем экономической и финансовой помощи от могущественного южного соседа — Китая, но многие эксперты предупреждают об имеющихся в этой помощи подводных камнях. Китайцы выделяют деньги, но при жестких условиях: оборудование и технологии должны закупаться только в КНР, монтаж и наладку осуществляют только китайские специалисты. А всему миру давно известно — куда проник один житель Поднебесной, туда скоро прибудут и его весьма многочисленные родичи и соседи.
Справедливости ради стоит отметить, что опереться Рахмону в экономической сфере особо не на кого. Экономический блок правительства откровенно слаб, а тут еще спецслужбы и ведомства в последнее время допускают провал за провалом.
Возможно, поэтому президент привлекает детей в политику, чтобы воспитать из них достойных преемников, ведь на данный момент сравнимых с масштабом Рахмона государственных деятелей на политической арене Таджикистана нет и не предвидится.