ДУШАНБЕ, 20 дек — Sputnik, Рубен Гарсия. В самом неспокойном государстве Центральной Азии назревают серьезные проблемы, угрожающие не только самой стране, но и соседним государствам.
На днях президент Афганистана Ашраф Гани потребовал отставки Атта Мухаммада Нура, губернатора северной провинции Балх, который, в свою очередь, отказался подчинятся Кабулу, обвинив его в нарушении достигнутых ранее договоренностей.
К слову, хоть Балх и не граничит напрямую с Таджикистаном, нынешний губернатор является одним из лидеров этнических таджиков Афганистана.
Проигнорировать слова Атта Мухаммада Нура центральному правительству едва ли получится. Во-первых, в обвинениях со стороны губернатора имеется определенная доля правды. А во-вторых, Мухаммад Нур пообещал, что если центральные власти применят силу, то и он примет ответные меры.
Sputnik Таджикистан решил спросить директора Центра изучения современного Афганистана (ЦИСИ) Омара Нессара, что это значит и для самого Афганистана, и для всего региона.
"События в Балхе фактически являются выдавливанием таджиков с политической сцены. И это, с одной стороны, лишает действующее правительство легитимности, а с другой — толкает государство в сторону военно-политического кризиса", — считает эксперт.
По его словам, истоки нынешнего противостояния Кабула и северных провинций лежат в недалеком 2014 году. Тогда по итогам выборов была сформирована коалиция различных политических сил, так называемое правительство национального согласия. Правда, реального согласия между политическими игроками, не доверявшими друг другу и отстаивавшими интересы конкретных этнических групп и кланов, особенно не наблюдалось.
Однако был достигнут определенный компромисс и подписан правительственный договор, благодаря которому северные провинции, граничащие с Узбекистаном и Таджикистаном, получили значительную автономию в вопросах самоуправления.
Тогда интересы этнических таджиков, составляющих примерно треть населения страны, представляла в том числе партия "Исламского общества Афганистана", членом которой и является Атта Мухаммад Нур.
И теперь президент Ашраф Гани, вероятно, решил, что вольница на севере ему не нужна, и захотел сместить чересчур независимого губернатора Балха. Да и формальный повод к отставке имеется. По мнению официального Кабула, Атта Мухаммад Нур, возглавляющий провинцию последние 15 лет, засиделся в своем кресле и его пора сменить.
"Но то, что подобное решение может угрожать ситуации в Центральной Азии, президента, вероятно, мало волнует", — пояснил Омар Нессар Sputnik Таджикистан.
И дело тут дело даже не в опасности открытого военного противостояния между центром и Атта Мухаммад Нуром. Его-то неуступчивый губернатор, скорее всего, проиграет — слишком уж неравные силы.
Вопрос в региональной безопасности. Политики и военные командиры приграничных регионов, такие как Атта Мухаммад Нур или этнический узбек — генерал Абдул-Рашид Дустум, опиравшиеся на собственные воинские формирования, были преградой для многочисленных вооруженных бандитов и террористов, пытающихся из Афганистана распространить свое влияние на соседние республики.
"Дустум, как и Мухаммад Нур, являются одними из ключевых деятелей бывшего "Северного альянса". И как бы мы к ним не относились, они создавали определенный барьер против этой угрозы, расползавшейся в сторону ЦА. И сейчас обстановка в этом регионе может резко ухудшиться", — подчеркивает директор ЦИСА.
Кроме того, силовая попытка отставки губернатора явно не укрепит доверия национальных меньшинств к центральному правительству. Что касается 11 миллионов афганских таджиков, которых в силу численности язык не повернется назвать меньшинством, то отставка одного из главных представителей этноса во власти рискует усилить сепаратистские настроения.
Добавим, что в Афганистане и так хватает людей, открыто заявляющих, что стране не помешало бы больше федерализма и большего участия национальных групп в управлении государством.
Среди них, Латиф Педрам, необъявленный лоббист таджикских интересов в Афганистане. Он не раз заявлял о том, что пуштуны, чья численность составляет не больше 60% населения, взяли в свои руки слишком много власти и страна должна быть разделена на автономные районы под контролем региональных столиц.
Более того, он предложил переименовать Афганистан в Хорасан. Дескать, само название "Афганистан", в переводе означающее "земля пуштунов", само по себе рождает этнические противоречия.
Далеко не все из того, что предлагает Педрам и его сторонники, находит поддержку даже у самих таджиков. Однако нынешний курс официального Кабула явно добавит аргументов тем, кто говорит о необходимости пересмотра баланса власти.