ДУШАНБЕ, 26 дек — Sputnik. Проживающие в России таджики должны следовать путем своих праведных предков и противостоять деструктивным силам экстремистов, считает председатель Совета улемов Исламского центра Таджикистана муфтий Саидмукаррам Абдукодирзода.
В середине декабря муфтий посетил Россию. В ходе визита в Москву глава Совета улемов РТ встретился с председателем Совета муфтиев России (СМР) Равилем Гайнутдином. На встрече также присутствовали представители СМР, Духовного управления мусульман России (ДУМ РФ), Совета улемов Таджикистана и Комитета по делам религии РТ. После этого Саидмукаррам Абдукодирзода прочитал для соотечественников лекцию на таджикском языке в Московской соборной мечети.
По завершению визита муфтий Таджикистана отметил самые важные моменты поездки в интервью Sputnik Таджикистан.
— Салам алейкум, уважаемый муфтий!
— Алейкум салам!
— Как прошла Ваша поездка по городам России? Удалось ли пообщаться с уроженцами Таджикистана?
— Во имя Всевышнего. В первый день мы встретились с шейхом Равилем Гайнутдином в Московской соборной мечети. Шейх Гайнутдин предложил подписать Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Советом муфтиев России и Советом улемов Таджикистана, на основе которого в России действовало бы наше постоянное представительство и проводило разъяснительную работу по противодействию терроризму и экстремизму среди трудовых мигрантов из Таджикистана.
Мы с благодарностью приняли предложение шейха Гайнутдина и попросили подготовить документы для подписания. Полагаю, что сотрудничество в рамках подобного меморандума будет взаимовыгодным как для официальных духовных структур, так и для мигрантов.
После встречи мы провели коллективный намаз, а потом я побеседовал с таджикскими мигрантами, пришедшими на молебен в Соборную мечеть. Мы коротко поговорили о духовных потребностях мигрантов, о политической ситуации в мусульманских странах и конфессиональной смуте между мусульманами.
Соотечественники выразили желание продолжить беседу, но, к сожалению, мы были ограничены во времени. Кроме того, я провел ряд встреч с представителями таджикской диаспоры Москвы.
— Какие еще города Вы успели посетить?
— После Москвы я отправился в Санкт-Петербург, где также встретился и побеседовал с уроженцами Таджикистана.
— О чем Вас спрашивали соотечественники? Какие у них проблемы, тревоги?
— Больше, конечно, спрашивали о жизненных проблемах, о вероисповедании в теории и на практике, о проблемах в обществе, о противодействии деструктивным силам. Я предупредил молодежь об опасностях таких сил, рассказал о том, как они превращают процветающие государства в руины, а жизнь людей в ад.
Я попросил таджикских мигрантов не поддаваться призывам экстремистских групп и еретических мазхабов (течений), сохранять политическую бдительность, как призывает досточтимый президент Таджикистана Эмомали Рахмон, и давать отпор всяким экстремистам и еретикам.
Безусловно, под экстремистской группой я имею в виду "Исламское государство", запрещенное в России и Таджикистане. Еретическими мазхабами я считаю течения, не соответствующие учениям ханафитского мазхаба.
— Как таджикам обезопасить себя от влияния вербовщиков?
— На проповеди я сказал таджикам, если кто-то будет агитировать и пропагандировать среди них экстремистские и еретические идеи, пусть они дадут ботинком им по зубам и скажут: "Ваши слова пахнут кровью, предатели, вы за иностранные деньги пытаетесь сеять конфессиональную рознь между нами!"
Как вы знаете, конфессиональная рознь между суннитами и шиитами привела к усобице между мусульманами, гибели тысяч людей и разрушении многих государств. Я как правоверный мусульманин-ханафит призвал наших сограждан-мигрантов следовать путем своих праведных и правоверных предков, ибо очевидно, что в странах, где абсолютное большинство населения придерживается одного мазхаба, народ живет в мире и согласии, но в странах, где население придерживается разных мазхабов, происходит смута.
Я привел в пример Афганистан, где государство хотя и исламское, но несколько исламских группировок годами ведут войну друг против друга, проливая кровь ни в чем неповинных мусульман. Потому я призвал своих соотечественников придерживаться именно ханафитского мазхаба, правильность, умеренность, терпимость и миролюбивость которого подтверждаются Кораном и доказаны историей и наукой.
— В Таджикистане помимо суннитов также проживают и последователи шиизма, в том числе и исмаилитского толка. Как суннитское большинство относится к шиитскому меньшинству?
— Я всегда в своих проповедях подчеркиваю, что последователи исмаилитского шиизма испокон веков живут бок о бок с суннитами в мире и согласии, с уважением относясь друг к другу.
Исмаилитский мазхаб отличается от иснаашаритского в том, что у шиитов-исмаилитов не практикуется принцип "такия", то есть они не скрывают свою веру, что распространено у шиитов-двунадесятников Ирана. Последователи исмаилизма придерживаются принципа мирного сосуществования, дружелюбного соседства и братства между людьми и народами.
Собственно, этих же принципов придерживаемся и мы — последователи ханафизма. Я много раз встречался с исмаилитскими духовными лидерами в Исмаилитском центре в Душанбе и общался с ними по разным религиозным вопросам.
— Удается ли Таджикистану сохранять мир между представителями разных религий?
— В Таджикистане проживают и последователи христианства, иудаизма и буддизма. Если они живут в мире и согласии с другими, то, естественно, никаких претензий к ним нет и не может быть. Если от них не исходит угроза, то мы их будем считать своими братьями. К тому же, если бы ни смута, которую сеют экстремистские группировки, последователи суннизма и шиизма, жили бы в мире и согласии в Сирии, Ираке, Афганистане, Пакистане, как жили всегда.
Мы опасаемся не последователей каких-то религий и конфессий, которые в основе своей придерживаются единого мнения о Боге, миссии пророков и так далее, а экстремистских групп, которые, пользуясь разногласиями и противоречиями внутри ислама, сеют рознь и вражду между суннитами и шиитами.
Именно об этих угрозах мы и предупреждали нашу молодежь в Москве и Санкт-Петербурге.
— Таджикские мигранты испытывают потребность в получении духовного образования в России. Спрашивают ли они у Вас совета, где лучше изучать исламские науки?
— Я рекомендовал и рекомендую нашим мигрантам обратиться к официальным российским духовным структурам и признанным авторитетам.
Конечно, духовное образование могут получить в Московском и Казанском исламских университетах, а также других исламских учебных заведениях, образовательная программа которых утверждена Министерством образования и науки России.
— Планирует ли Совет муфтиев России привлекать таджикских имамов для проповедования таджикам на родном языке?
— В ходе встречи мы договорились о том, что несколько официальных представителей Совета улемов будут работать в тех городах, где существует большая таджикская диаспора. Их деятельность будет осуществляться в рамках подписываемого между Россией и Таджикистаном меморандума.
Имамы будут вести проповедь среди трудовых мигрантов в рамках действующего российского законодательства. Собственно к законопослушности мы и призываем наших сограждан как в стране, так и за ее пределами.
— В этом году Вы вошли в рейтинг самых влиятельных мусульман мира The Muslim 500. Как к этому относитесь?
— Признаться честно, я смущен и вашим вопросом и тем, что меня внесли в список самых влиятельных мусульман мира.
Я считаю, что произошла какая-то ошибка и я не заслужил такую честь. Но раз уж признали, так признали. Все, что я делаю, я делаю ради Бога, ради мира и спокойствия в нашей стране, ради нашей веры. Во всех своих молитвах я прошу Всевышнего о мире во всем мире, о мирном сосуществовании людей и народов.
— Да примет Всевышний ваши молитвы и воздаст Вам по заслугам! Благодарю Вас за столь обстоятельную беседу.
— Аминь! Благодарю!