ДУШАНБЕ, 9 янв — Sputnik, Рубен Гарсия. Шавкат Мирзиёев готовится впервые приехать в Таджикистан. Об этом глава Узбекистана сообщил 6 января, выступая перед депутатами Ташкентской области.
Официальный визит президента РУз можно смело назвать если не историческим, то уж точно беспрецедентным в истории двухсторонних взаимоотношений Узбекистана и Таджикистана.
Эксперты рассказали Sputnik о том, что именно такого необычного в приезде Мирзиёева, о чем будут договариваться руководители двух стран и какие острые темы обсудят за закрытыми дверьми.
"Это очень важный государственный визит. Я даже и не вспомню, когда последний раз глава Узбекистана целенаправленно посещал Душанбе. Да, были визиты в рамках международных саммитов. Но тогда обсуждались международные вопросы, а не двусторонние", — подчеркивает специалист Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов.
Действительно, после того как в начале 90-х республики обрели независимость, а у руля Узбекистана стал Ислам Каримов, между странами накапливались взаимные претензии. Они касались спорных участков ранее общих территорий, особенно в плодородной Ферганской долине. А также вопросов гидроэнергетики, в частности, строительства Рогунской ГЭС, которая позволила бы Таджикистану контролировать значительную часть водных ресурсов региона.
Взаимные обвинения достигли апогея, когда власти РУз закрыли границу с Таджикистаном, частично заминировав ее, и разрушили участок железной дороги между странами. Приграничная торговля была прекращена, прямое авиасообщение отменили.
Холодная война между странами пошла на спад после смерти Каримова и прихода к власти Мирзиёева, который выбрал своим главным ориентиром во внешней политике налаживание отношений с соседями.
И сейчас ему совместно с Эмомали Рахмоном придется начать все с чистого листа.
"Прежде всего, речь идет о проблеме демаркации границ. С Кыргызстаном вопрос решился достаточно быстро еще в прошлом году. Теперь речь идет о разрешении комплекса аналогичных вопросов, в том числе об анклавах Таджикистана", — полагает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.
Такому исходу переговоров способствует и длительная работа межправительственной комиссии, недавно отчитавшейся о своих успехах.
Представители экономических ведомств РТ и РУз наверняка обсудят торговые отношения, находящиеся на удивительно низком уровне для двух соседствующих государств. Сам же Мирзиёев, говоря о целях визита, особо подчеркивал возобновление железнодорожных перевозок и восстановления единой энергосистемы между странами.
"По всей видимости, стоит ожидать соглашения о переброске электроэнергии между РУз и РТ. Но с другой стороны — эта тема неизбежно напомнит о существующих противоречиях по водным ресурсам, которые носят принципиальный характер для властей обеих стран. И, вероятно, именно эта проблема будет вынесена за скобки переговоров", — пояснил Попов Sputnik Таджкистан.
Действительно, вопрос с Рогунской гидроэлектростанцией стал камнем преткновения для Ташкента и Душанбе, которые до сих пор не пришли хоть к какому-то компромиссу, несмотря на немалый успех во всех остальных сферах. А потому стороны едва ли станут открыто обсуждать ее в этот раз.
Совокупность нерешенных вопросов и необходимость заранее сгладить острые углы стали причиной того, что Таджикистан стал финишной точкой центральноазиатского турне главы РУз.
Да и сам Мирзиёев признает, что "растопить 20-летний лед не так уж легко".
"Сам факт, что на трудностях особенно акцентирует внимание Мирзиёев, внушает некоторую тревогу. Глубина накопившихся противоречий такова, что волей-неволей приходится тратить много времени на подготовительную работу. И, вероятно, определенные проблемы заставляли откладывать визит, чтобы лучше подготовить почву по линии МИД", — считает Никита Мендкович.
Если это действительно окажется правдой, то есть надежда, что итог визита Мирзиёева если и не растопит лед окончательно, то уж точно добавит тепла в отношения между странами.
К слову, еще одной точкой соприкосновения для Таджикистана и Узбекистана может стать тема безопасности и противодействия международному терроризму.