Грамотная модернизация оросительной системы Дангаринской долины даст хороший толчок развитию сельского хозяйства в Таджикистане.
В мае 2017 года в ходе рабочей поездки в Дангаринский район президент Таджикистана Эмомали Рахмон открыл несколько новых объектов. В их числе — школа, современный завод, реконструированные автодороги.
Но особое внимание было уделено развитию Дангаринской оросительной системы, строительство которой началось еще полвека назад.
Некоторые считают, что крупные инвестиции в район направляются только потому, что это родина президента. Однако для развития региона есть объективные причины.
История Дангары: от мечты — к решениям
Для советских инженеров 1960-х годов Дангаринская долина, расположенная в центре Таджикистана на пересечении торговых путей, представляла собой обширную, относительно ровную, степную территорию площадью 2 тысячи квадратных километров.
Здесь было возможно в короткий срок создать крупную базу производства хлопка и построить разнообразные объекты промышленности. Единственным препятствием для развития долины было отсутствие воды. Однако грамотное инженерное решение вскоре было найдено.
В 1960-е годы в Таджикистане началось строительство Нурекской ГЭС на реке Вахш, ставшей ядром Южно-Таджикского территориально-производственного комплекса.
Основная энергия ГЭС была предназначена для алюминиевого завода в Турсунзаде и Яванского электрохимзавода, а само водохранилище позволяло направить сезонное регулирование воды на орошение земель Таджикистана и соседнего Узбекистана.
Колоссальная плотина Нурека высотой 300 метров давала возможность поднимать уровень воды до той высоты, с которой ее можно было перебросить самотеком в Дангару. Естественно, это решение инженеры успешно использовали.
От водохранилища к Дангаринской долине под горами, на глубине от 100 до 450 метров за несколько лет был проложен гидротехнический тоннель, уникальный даже для XXI века. Его диаметр составил 6,6 метра, а протяженность — 13,6 километра для пропуска целой реки, гигантского потока объемом 100 кубических метров воды в секунду.
Успех не дается дешево
Общее руководство грандиозного проекта осуществлялось Министерством мелиорации и водного хозяйства Таджикской ССР, которое возглавлял известный гидростроитель Абдукарим Касимов. Для ускорения проходки тоннеля работы велись несколькими бригадами.
Параллельно со строительством тоннеля под руководством директора института "Таджикгипроводхоз" Рабима Маруфова и главных инженеров проекта велось возведение объектов для орошения земель Дангаринской долины. К окончанию проходки тоннеля оросительную воду Вахша были готовы принять магистральные каналы и десятки гидротехнических сооружений — водораспределителей.
Освоение земель велось комплексно. В бывшей безводной долине были построены первые совхозы — с жилыми домами и объектами социокультурного назначения.
Переселенцы из трудоизбыточных районов и зоны затопления будущего водохранилища Рогунской ГЭС въезжали в новые жилые дома. Они получили солидные земельные участки и беспроцентные ссуды на покупку домашнего скота, освобождались от уплаты ряда налогов на первое время.
Такой подход дал свои положительные результаты, однако строительство в Дангаре потребовало от республики колоссального напряжения сил, да и без трагических случаев, к сожалению, не обошлось.
Для строительства гидротехнических сооружений на лессовых просадочных грунтах требовалась их предварительная замочка, и для подачи воды недалеко от кишлака Саргазон была возведена небольшая 20-метровая временная земляная плотина, удерживающая около 3 миллионов кубометров воды.
В 1987 году, когда земли 1-й очереди орошения уже были освоены и срок службы Саргазонской плотины подходил к концу, произошла катастрофа.
В одну из ночей начался ливень такой силы, что случается с вероятностью 1 раз в 1000 лет. Потоки воды хлынули через гребень плотины, она начала разрушаться, и поток высотой до 10 метров смыл дома спящих в кишлаке людей.
Катастрофа привела к гибели более 30 человек и к крупному ущербу, но расследование причин волны прорыва показало, что низкий класс временной плотины был выбран с низким запасом прочности, не рассчитанным на такой ливень исключительной силы.
Сегодня и завтра Дангары
Если проект орошения земель Дангаринской долины в советские годы предусматривал подачу воды на 10,2 тысячи гектаров, то дальнейший прирост орошаемых площадей был остановлен гражданской войной 1992-1997 годов и был продолжен уже в XXI веке.
Строительство каналов и сооружений 2-й очереди, на завершении которого присутствовал президент Эмомали Рахмон, продолжалось с 2008 года и позволило оросить и освоить 4200 гектаров. Цифры не столь большие, и успехи в сравнении с советским периодом, когда в Таджикистан направлялись союзные финансовые и материальные ресурсы, довольно скромные.
Тем не менее ввод в эксплуатацию этих земель показал, что Таджикистан способен заниматься крупными проектами самостоятельно, за свой счет и на деньги кредиторов. Так, новый канал "Водии Дангара — 3" построили на средства Кувейтского Фонда арабского экономического развития и Исламского банка развития.
Но для дальнейшего развития мелиорации Дангаринской долины предстоит еще сделать многое.
По мнению экспертов, развитию сельского хозяйства в Дангаре будут способствовать уже имеющаяся железная дорога, созданная свободная экономическая зона "Дангара" (СЭЗ), а также строительство международного аэропорта.
Согласно предварительным оценкам, после полного освоения в долине будет возможно производить до 60 тысяч тонн хлопка-сырца, свыше 70 тысяч тонн фруктов и овощей и не менее четверти миллиона тонн винограда.
Не исключено, что с развитием технологий глубокого бурения и добычи углеводородов в Дангаре будет начата эксплуатация перспективного газового месторождения.