Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik
То, что пилот сбитого в небе Сирии фронтового штурмовика СУ-25 СМ Роман Филиппов будет представлен к правительственной награде, было понятно уже тогда, когда боевики выложили в сети фотографии с места последнего боя, принятого летчиком. Сегодня, собственно, так и случилось – Роман Филиппов посмертно представлен к званию Героя России.
Кадр, зафиксировавший пистолет с тремя обоймами патронов (одним пустым и двумя полупустыми), сам по себе свидетельствовал о том, что русский пилот принял неравный последний бой, а не сдался.
Затем в сети появились несколько видео, запечатлевших с разных ракурсов стрельбу летчика. Перед взрывом гранаты удалось даже расшифровать его слова: "это вам за пацанов". Тогда уже было ясно, что геройский поступок достоин высшей государственной награды, пишет обозреватель Sputnik Армения.
Видимо, следует учитывать также и то (в российском Министерстве обороны это особо отмечают), что Филиппов не только успел сообщить командованию, что его самолет подбили, но и удерживал его в воздухе до последнего. Даже доложил руководству, из какого именно оружия его подбили в сирийском небе – а ведь это в данном конкретном случае немаловажно. Ведь с первых же минут эксперты уже говорили о ПЗРК "Игла".
А специалистам знание конкретного вида переходного ракетного зенитного комплекса было достаточно, чтобы с первых же минут строить конкретные умозаключения относительно того, какой именно из воюющих сторон была организована операция против патрулирующего фронтовую зону самолета.
Кто бы продал "джебхадистам" ПТРК российской модели (неважно чьего производства)
До сих пор при разговоре о том, какая из группировок запустила "Иглу" одновременно упоминают два радикально противоположных формирования — "Хайет Тахрир аш-Шам" (бывшая "Джебхат ан-Нусра", запрещена в РФ) и и "Джейш ан-Насер" (входит в состав "Сирийской свободной армии").
И вот именно это обстоятельство и наводит на мысль, что пущенная ракета – результат тщательно продуманной операции, а не случайный эпизод боевых действий. Остается лишь правильно понять, кому на самом деле было нужно сбивать российский штурмовик…
Понятно, что боевики из "Хайет Тахрир аш-Шам" вовсе не отказались бы вписать себе в актив подобное "геройствo". Однако изначально было понятно, что особенно сейчас, в условиях, когда "Джебхат ан-Нусру" вовсю гонят из, образно говоря, засиженного места, вряд ли кто из других действующих группировок взялся бы предоставить "джебхадистам" ПЗРК именно российского образца… Да хотя бы потому, что именно по этой модели можно вычислить того, кто продал.
Не так уж и много подобных систем было в зоне боевых действий на территории Сирии. Вернее, практически не было до недавнего эпизода. До того момента, как стало известно, что точно такой же "Иглой" (основная версия, которой оперируют специалисты) был сбит турецкий вертолет T129 ATAK в пригородe Африна.
Это уже наводит на определенные размышления. И размышления эти, честно говоря, приводят к тому, что в первую очередь обвинять в случившемся следует не "Джебхат ан-Нусру", а именно "умеренно" оппозиционную "Джейш ан-Насер". Почему? Вопрос вполне уместный, и ответ на него следует из довольно-таки простой логики.
Тонны оружия неизвестного производства, поставленного американцами курдам в Aфрин и Манбидж
Вспомним, непосредственно перед началом военной операции "Оливковая ветвь" Анкара уже успела "пожаловаться" на американцев, что те завезли курдским боевым формированиям, образно говоря, "море оружия".
Турки говорили чуть ли не о тысячах грузовиков и о сотнях транспортных военных бортов, которыми оружие поставлялось в регионы Африн и Манбидж, которые, собственно, после разгрома "Исламского государства" контролируют курдские боевые формирования.
Если полистать в агентствах информацию того периода (накануне начала афринской операции), то неоднократно можно встретить упоминания именно о ракетных комплексах как противотанковых, так и зенитных. А после случая с турецким вертолетом стало очевидно, что ПЗРК (как это ни отрицают в Вашингтоне), было поставлено.
А курдские боевые отряды тех же "Сил народной самообороны" (СНС), надо сказать– это откровенные враги "Джебхат ан-Нусры". И вряд ли они продали бы противникам высокоточную ПЗРК. Да и боев между ними в последние полгода–год, по большому счету, не было. Каждый решает свою задачу: одни воюют против турецкой армии, другие – против сирийской. Так что "Джебхат ан-Нусра", по большому счету, маловероятна.
Многоходовка в типично цэрэушной манере
Зато "Джейш ан-Насер" ("Сирийской свободной армии", те самые сирийские "умеренные") под "заточенную задачу" подходят вполне. Ведь для чего американцы завезли оружие курдам (а они завезли, это однозначно)?
Исключительно для того, чтобы снова взорвать и так уже напряженную ситуацию в регионе, которая после падения "Исламского государства" (запрещена в ряде стран) показывала тенденцию к относительному успокоению. А американцам это – как нож острый, потому что тогда у них уходит почва из под ног и нечем обосновать присутствие на территории Сирии.
Поэтому на фоне глобальной сверхзадачи взорвать военную ситуацию в Африне, американцы решают провести еще одну, параллельную задачу, результат которой, скорее всего, проявится уже не на поле боя, а в плоскости чистой политики.
Ведь если русский самолет сбивают не террористы из "Джебхат ан-Нусры", а боевики из "Джейш ан-Насер", то это значит, что россияне в Сирии отныне воюют не против террористов, а фактически бомбят противников Асада. То есть конкретно борются с "Сирийской свободной армией".
На первый взгляд, логика может показаться извращенной, однако если пойти дальше, то получается вот что. Курды, получившие ПЗРК из рук американцев, вполне могли бы передать (или продать) какую-то их часть боевикам от "умеренных" оппозиционеров, с которыми они все эти годы рука об руку воевали и с ИГИЛ, и с кадровыми сирийскими частями. Коллеги и соратники…
А поскольку русские после трагической и геройской гибели своего летчика обязательно начнут отутюживать именно позиции "Джейш ан-Насер" (как, собственно, и случилось), то тогда уже можно будет во весь голос кричать о том, что российские ВКС в Сирии не против терроризма и террористов борются, а просто защищают Башара Асада.
Действительно ли так обстоят дела, увидим в ближайшее же время. Как только западные массмедиа начнут концентрировать внимание своей аудитории на том, что российские бомбы и "Калибры" били (и бьют) по позициям сирийских "умеренных". Многоходовка в типично цэрэушной манере.