ДУШАНБЕ, 19 июн — Sputnik, Рубен Гарсия. На время праздника Ураза-байрам в неспокойном Афганистане установилось перемирие — боевики "Талибана"* и центральное правительство, отдавая должное исламской традиции, договорились три дня не стрелять друг в друга.
Краткосрочный мир оказался не таким уж шатким, как можно было ожидать. В местной прессе и соцсетях появились фотки, на которых боевики братаются с солдатами регулярной армии и обе стороны держат в руках одновременно национальные флаги страны и знамена "Талибана".
А накануне президент Афганистана Ашраф Гани заявил по центральному телевидению о готовности вывода войск США и НАТО из страны, если "Талибан" согласится на переговоры.
Но сами командиры талибов либо этого не хотят, либо не очень верят словам Гани. По прошествии оговоренных трех дней представитель боевиков Забихулла Муджахид объявил о том, что талибы не намерены продлевать перемирие и возобновят боевые действия, "если на то будет воля Всевышнего".
Гани ищет поддержку "Талибана" накануне президентских выборов в Афганистане
Напротив, президент объявил, что официальный Кабул в одностороннем порядке продлевает режим прекращения огня и, более того, по случаю праздника готов выпустить из тюрем 46 талибов.
По мнению экспертов, доброжелательность официального Кабула продиктована упорным военным сопротивлением боевиков.
"Участники движения "Талибан" — это афганцы. И они контролируют 70% территории страны. Нынешний президент, как никто другой, это понимает", — отмечает директор Центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин.
Талибы, до этого в течение многих лет управлявшие страной, сегодня лишены права голоса и какого-либо официального представительства. А потому доносят свои требования самым грубым, но заметным способом — силой оружия.
"Думаю, что у Ашрафа Гани нет выбора, кроме как объявить перемирие и склонить их к уменьшению боевой активности, так как, по последним данным, они его давят и сил у правительства особо нет", — считает специалист Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров.
Вывод же войск иностранного контингента напрямую зависит только от руководства этого самого контингента, а не от желания Ашрафа Гани, безопасность которого обеспечивается именно силами солдат США и НАТО.
"Что касается готовности вывести войска из Афганистана, то этот вопрос не относится к его компетенции", — отмечает Верхотуров.
Но вместе с тем рядовые талибы порядком устали от длящейся десятилетиями войны, что и показала волна братаний, весьма неодобрительно встреченная руководством "Талибана".
Главари боевиков сами по себе не против заключить перемирие. Но тут есть одна проблема — говорить они желают с представителями США, справедливо считая американцев, а не афганское правительство, самыми сильными, а значит, и самым влиятельными игроками в регионе.
США подсчитают, сколько талибов скопилось у южных границ Таджикистана
А в Вашингтоне и рады бы покинуть Афганистан как миротворцы и победители, но обязаны соблюдать законность и не выступать в роли официального правительства.
К нынешнему этапу противостояния между Кабулом и "Талибаном" внимательно присматриваются и соседи — Узбекистан и Таджикистан.
Власти Таджикистана стараются привлечь внимание к проблеме, пользуясь своим годичным председательством в СНГ, и, вероятно, займутся тем же самым, если получат статус наблюдателя в Совбезе ООН.
А Узбекистан установил контакты с "Талибаном" для организации прямых переговоров с правительством Афганистана.
Зачем глава службы безопасности Узбекистана прибыл в Таджикистан
"В нынешней ситуации вполне предсказуемо, что талибы могут расширить свое присутствие в других, приграничных районах, а потому Ташкент решил предпринять некоторые предваряющие шаги, чтобы снизить опасность для себя на границе", — пояснил Дмитрий Верхотуров Sputnik Таджикистан.
Если прямые переговоры состоятся, Ташкент, скорее всего, попытается добиться прекращения враждебных действий по отношению к республике, в частности, прекращения пособничества Исламскому движению Узбекистана.
* террористическая организация, запрещена в России