ДУШАНБЕ, 20 июн — Sputnik, Вадим Попов. В Таджикистане выросли цены на автомобильное топливо.
Бензин подорожал на 50 дирамов и достиг 7-7,2 сомони за литр. Цены на сжиженный газ на автозаправочных станциях города Душанбе выросли с 3,40 до 3,90 — 4 сомони за литр.
Что стоит за ростом цен на топливо в республике, проанализировал Sputnik Таджикистан.
К чему ведет повышение цен на автомобильные перевозки в Таджикистане
В любой современной стране от цен на автомобильное топливо зависит целый ряд экономических процессов, а в Таджикистане еще и внутренние коммуникации между регионами. Ведь большая часть перевозок и передвижений в республике осуществляется с помощью автомобильного транспорта.
Кроме того, одно из важнейших направлений экономического развития Таджикистана — туризм — невозможен без автомобильных поездок. Но если путешественники, приезжающие в республику, знают, на что им рассчитывать, и готовы платить за переезды, то для граждан повышение цен на топливо может поставить под угрозу перспективы летнего отдыха, сократив передвижения по стране.
Дороги, реклама и документы: три главные проблемы туризма в Таджикистане
Дороговизна перевозок также влияет и на предпринимательскую деятельность. Соответствующие затраты закладываются в цены товаров на розничном рынке.
Торговцы реже обновляют ассортимент, предпочитают минимизировать свои издержки на перемещение. А коммерция и мелкий бизнес очень сильно связаны с перевозом товаров в отдаленные места, где наблюдается их дефицит.
Таким образом, повышение цен на автомобильное топливо ударяет по карманам всех граждан, но особенно влияет на бюджет наименее обеспеченных.
Во сколько таджикской семье обходится отдых ребенка на каникулах
Естественно, население волнует, в связи с чем поднялись цены, можно ли ожидать их снижение и кто за это отвечает.
Бизнес или политика
Социальная значимость цен на автомобильное топливо делает их рост политической проблемой. Именно поэтому во многих странах топливный рынок берется под контроль властью. Бензин выступает не как товар, а как часть социальных гарантий государства. Тогда переработку осуществляют госкомпании, и налоги при этом очень низкие.
Цена на топливо складывается из четырех основных составляющих: стоимости сырья, переработки, налогов или акцизных сборов и прибыли АЗС.
Самые низкие цены на бензин в Венесуэле, такова политика государства. Подобное положение нельзя считать благом, отмечает эксперт, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
По его мнению, в бюджете страны не хватает денег, много дешевого бензина, а экономическое развитие это не стимулирует. Но Венесуэла обладает собственным сырьем для производства топлива. А государства, импортирующие нефть, зависят от мировых цен на углеводороды.
В Узбекистане деньги нужнее, чем низкие цены на бензин
Если цена на нефть растет, это прямое основание для того, чтобы автомобильное топливо дорожало. Но, когда мировые цены на углеводороды начинают снижаться, цены на бензин далеко не всегда падают. В таком случае перерабатывающие компании просто получают больше прибыли, поскольку основная составляющая цены на национальных рынках формируется на этапе переработки. И от перерабатывающих компаний чаще всего зависит рост цен на топливо.
Достигнув весной отметки в 80 долларов, цены на нефть начали снижаться, и сейчас баррель марки Brent продается за 73 доллара. В конце июня на саммите ОПЕК в Вене экспортеры могут договориться об увеличении объемов добычи нефти, что сделает ее более дешевой.
Означает ли это, что можно рассчитывать на снижение цен на бензин в Таджикистане?
Почему в Таджикистане выросли цены на бензин
В республике рынок автомобильного топлива практически не регулируется властью. Государство избавило себя от "головной боли" каждый раз объяснять народу, почему растут цены. Между тем они повышаются дважды в год — весной и осенью. Но это не всегда сезонный фактор.
Так и нынешнее повышение не связано лишь с подготовкой к летнему периоду. Ведь рост цен на бензин начался еще в феврале — и вот очередное повышение.
В Таджикистане выросли цены на бензин, одежду и стройматериалы
Дело в том, что потребность республики в бензине не покрывается за счет внутренней переработки. Большую часть автомобильного топлива Таджикистан вынужден импортировать.
Главным поставщиком нефтепродуктов является Россия, на долю которой приходится 91,5% от общего объема поставок. Незначительный объем продуктов нефтеперегонки поступает из Туркменистана (4,8%) и других стран.
У России и Таджикистана есть договор на беспошлинные поставки топлива в объеме до 1 миллиона тонн в год. Все, что требуется республике сверх квоты, импортируется по более высоким ценам. Бензин составляет около трети импортируемого объема топлива.
Но любое повышение цен на бензин в России или его дефицит сказываются на поставках в Таджикистан.
Таджикистан импортировал из РФ 209 тысяч тонн нефтепродуктов за полгода
Кроме того, внутренняя переработка не позволяет производить топливо высокого класса в нужных объемах. На черном рынке качество продаваемого бензина также оставляет желать лучшего. Все это в дополнение к высокой стоимости вынуждает автомобилистов переходить на сжиженный газ.
Может ли газ стать альтернативой дорогому бензину в Таджикистане
По статистке Минэкономразвития и торговли республики в настоящее время более 60% автомобильного транспорта используют газ, который Таджикистан закупает в основном в Казахстане.
Газ дешевле бензина и меньше изнашивает автомобиль. Но установка газоболонного оборудования стоит дорого. Тем, кто хочет перейти на газ, надо хорошо подумать, за какое время окупятся их вложения. Кроме того, расход газа выше, чем бензина. Экономия небольшая. В 2016-м был период, когда цены на газ упали до 2,8 сомони за литр, но потом снова выросли, дойдя до 3,4 сомони.
В Душанбе резко повысились цены на сжиженный газ
Таджикистан может покупать сжиженный газ не только у казахов, немалые объемы топлива может поставлять Узбекистан.
В этом случае возможно сокращение затрат на транспортировку. Тем более что в Казахстане за последнее время почти удвоился спрос на сжиженный газ. При сохранении такой тенденции дефицит этого топлива можно ожидать уже в следующем году. Об этом шла речь в мае в парламенте Казахстана. Тогда решался вопрос о том, как регулировать поставки газа на внутреннем рынке Казахстана, что неизбежно отразится на его цене. Таким образом, казахский газ в ближайшее время будет дорожать.
Казахстан хочет продать свой бензин
Но у Казахстана в настоящее момент сконцентрированы большие запасы бензина. И республика ищет возможность продавать его соседям по Центральной Азии.
Чтобы казахский бензин "потек" в Таджикистан, нужны соответствующие договоренности. Тогда можно ожидать некоторое снижение цены, что не выгодно конкурентам Казахстана, в том числе России.
Сейчас Казахстан активно ведет переговоры, чтобы открыть экспорт в Центральную Азию.
"И в этом направлении мы также работаем, чтобы выйти в Центральную Азию. К концу лета планируем добиться новых соглашений – подписать. Какие-то придется ратифицировать, но часть бензина мы будем экспортировать, потому что, если мы не будем экспортировать, при нынешней загрузке НПЗ к октябрю запасы будут 600 тысяч тонн, нам некуда будет заливать", — сказал министр энергетики Канат Бозумбаев.
Ранее на портале электронного правительства Казахстана был опубликован проект приказа министра энергетики о запрете ввоза бензина из России железнодорожным транспортом. Ожидается, что мера может быть введена в июне после публичного обсуждения.
В конечном счете топливный рынок — предмет соглашений нескольких крупных поставщиков. Республики Центральной Азии должны будут провести переговоры, и каждый надеется на свои аргументы. В противном случае, бензин хлынет на черные рынки, создавая проблемы всем, от легальных производителей до автомобилистов.
И многое в этом вопросе зависит от России, поскольку именно РФ является крупнейшим поставщиком топлива в регионе.
Импорт нефти, бензина или газа — что предпочтет Таджикистан
В середине декабря прошлого года в Душанбе резко повысились цены на сжиженный газ. Одна из причин роста цен — увеличение стоимости нефтепродуктов на мировых биржах.
Другой причиной подорожания сжиженного газа в Таджикистане, которое наблюдалось ежедневно в течение недели, могла быть проблема с доставкой данного вида ГСМ в республику.
По неофициальным данным, на территории Узбекистана задержались порядка 800 вагонов со сжиженным газом, направляющихся в Таджикистан.
В каждом вагоне-цистерне содержалось 55-60 тонн топлива. Тогда в ГУП "Таджикские железные дороги" (ТЖД) не подтвердили информацию о якобы задержке вагонов на территории соседнего Узбекистана.
В январе 2018-го в Таджикистане поползли цены на продовольственные товары. Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана направил в Антимонопольную службу письмо с просьбой объяснить причины роста цен. Отмечается, что это был первый случай, когда ГКНБ обращался к ведомству с такой просьбой.
ГКНБ Таджикистана разбирается в причинах повышения цен на продовольствие
Какое объяснение антимонопольщики дали комитету, неизвестно. Но на наши вопросы о причинах повышения цен на автомобильное топливо они не ответили.
Одной из проблем топливного рынка в республике остается непрозрачность отношений в данной сфере. О причинах некоторых действий остается только догадываться.
Так, с 5 апреля в Таджикистане выросли внутренние тарифы на перевозку нефтепродуктов по железным дорогам севера республики почти на 60%, перевозка сжиженного газа – на 93%.
К примеру, доставка одной тонны бензина от КПП "Сары Агач" (Казахстан) до Худжанда теперь будет обходиться поставщикам в 57,94 доллара (раньше было 37,85 доллара). За аналогичный объем сжиженного газа поставщик должен платить 40,16 доллара (ранее 28,8 доллара).
Данная мера, которая не коснется только узбекских грузов, будет действовать до конца нынешнего года. Примечательно, что повышающие коэффициенты не коснулись южных железнодорожных направлений. Означает ли это, что в Душанбе намерены переориентировать свой топливный рынок на поставки из Узбекистана?
Возможно, власти Таджикистана таким путем предполагают увеличить спрос на продукцию, произведенную внутри страны.
В настоящее время на 99% завершено строительство первой очереди нефтеперерабатывающего предприятия в свободной экономической зоне "Дангара" на юге Таджикистана. Сейчас персонал обучается работе с оборудованием.
Инвестор проекта — китайская компания — уже провел переговоры в России и Иране о поставках сырой нефти. После решения всех вопросов по части строительства и поставок сырой нефти ожидается, что завод заработает в будущем году.
Вопрос о том, что выгоднее Таджикистану, покупать бензин в Казахстане или России, импортировать узбекский газ или перерабатывать иранскую нефть на китайском заводе в "Дангаре" остается открытым.
В любом случае автомобильный транспорт еще долго будет оставаться основным средством передвижения в республике и потребность в топливе будет только расти. Одно можно сказать с уверенностью — до конца лета цены на бензин и газ вряд ли снизятся. А к осени начнется новый виток повышения, ведь впереди будет пора уборки в сельском хозяйстве, а значит, и повышенный спрос на топливо.