ДУШАНБЕ, 21 июн — Sputnik. Клиенты как российских, так и таджикских авиакомпаний часто оказываются в неприятной ситуации: спешишь к стойке регистрации, боясь опоздать на самолет, — и тут внезапно рейс задерживают.
Хорошо, если время ожидания составляет 1-2 часа. Ситуация неприятная, но обычно не критичная, если у вас не назначена сверхважная деловая встреча или выступление перед публикой буквально по прилету.
Куда хуже, если рейс откладывается часов на 5 или служба аэропорта не может указать точное время вылета на ближайшие сутки.
Подобные задержки — редкость. Так, госавиакомпания "Таджик Эйр" в 2017 году осуществила 2,5 тысячи рейсов, но при этом допустила в 675 случаях — больше четверти от общего числа полетов.
У ее основного конкурента "Сомон Эйр", а также российских компаний, ситуация не лучше.
Sputnik Таджикистан вспомнил главные причины задержки рейсов в российских и таджикских аэропортах.
Джураев: пассажиры Somon Air смогут летать по миру, не заботясь о багаже
Метеоусловия
Непредсказуемая погода, особенно в осенне-зимний период, враг №1 любой авиакомпании.
В Душанбе это внезапные снегопады, с последствиями которых едва успевают справиться наземные службы. А в Москве и в сибирских городах это, скорее, ливень в ноябре-декабре, при минусовых температурах покрывающий толстой ледяной коркой взлетную полосу и самолет и буквально парализующий работу аэропорта.
"Пару лет назад я возвращался к семье на новогодние праздники, но чуть ли не сутки вынужден был провести в Домодедово, так как рейс несколько раз переносили из-за непогоды. В итоге вылетали мы ранним утром, а спал я прямо на своем багаже", — сетует Сухроб Умаров, рабочий из Таджикистана.
Кроме снега, возможны задержки из-за мощного ветра, превышающего ограничения самолета для посадки и по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, а часто из-за сочетания первого и второго.
Для каждого воздушного судна и экипажа установлены свои ограничения и боковая составляющая ветра, а потому не стоит удивляться, если ваш рейс задерживают, в то время как самолеты других авиакомпаний отрываются от земли.
Техническая неисправность самолета
У разных авиакомпаний разные финансовые возможности, а соответственно и разный авиапарк. И у российских, и у таджикских перевозчиков есть как современные лайнеры, так и машины, доставшиеся в наследство еще от СССР.
И чем старше самолет, тем больше шанс на задержку рейса из-за его технической неисправности. Обычно, авиакомпании стараются скрыть от пассажиров, что рейс задерживается именно по этой причине — очень уж это пугает клиентов и бьет по престижу компании.
Почему Эмомали Рахмон сменил министра транспорта Таджикистана
Вот как о подобной ситуации рассказывает россиянка Галина Власова, в конце июня возвращавшаяся из Душанбе в Москву.
"Приехали вовремя, регистрация должна была начаться в 20:00. После 40 минут ожидания в тесном помещении объявили, что рейс задерживается на неопределенное время, а регистрация начнется в 22:00. А в справочной аэропорта так и не смогли ответить, когда назначен вылет в Москву", — рассказывает Галина Sputnik Таджикистан.
И толпа пассажиров с плачущими детьми и большими сумками переместилась в зал ожидания. Ждать пришлось в общей сложности 3.5 часа — сначала в креслах в здании, потом в автобусе на взлетной полосе перед самолетом.
"Почему рейс задержан на столько часов, никто так и не ответил", — жалуется девушка.
Но все-таки, если вылет задержали по технической причине, не стоит паниковать, что у самолета в воздухе отвалятся крылья или оторвется турбина.
Речь идет, как правило, о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые можно устранить за 30-40 минут. Хуже, если поломка произошла не в крупном аэропорту, а на каком-то маленьком аэродроме в горных районах Таджикистана: тогда рейс вполне могут отменить, а пассажиры несколько дней ждать следующего самолета.
Работа наземных служб
Примерное стыковочное время между рейсами в обычном небольшом аэропорту вроде душанбинского составляет около часа.
За это время происходит следующее: к самолету подгоняют трап, тут же подъезжают автобусы для пассажиров, персонал разгружает багаж, начинается дозаправка топливом и водой, меняется экипаж, в салоне самолета убираются и загружают бортпитание.
Права на заоблачных высотах: что могут требовать пассажиры от авиакомпаний
Если же хоть что-то пошло не так, скажем, таможенникам показался подозрительным некий чемодан или дозаправка началась не вовремя, сразу образуется задержка.
Обычно это результат неэффективной работы служб аэропорта, которая вредит и пассажирам, и компании-перевозчику. Хотя это могут быть и вполне объективные причины — те же критические метеоусловия, когда рабочих рук на аэродроме просто не хватает, либо повышенные меры безопасности.