В американский конгресс внесен новый проект антироссийских санкций. По заверениям авторов, они будут "сокрушительными". После появления первых новостей об этом и первых комментариев от американского банка Citigroup, который спрогнозировал скорый обвал рубля, в российском инфополе начался традиционный парад прогнозистов, которые принялись заранее оплакивать национальную экономику и валюту.
"Российская валюта может упасть на 15 процентов (примерно до 72-73 рублей за доллар), если США введут санкции в отношении госдолга РФ… Эксперты из Citigroup считают, что это произойдет при "худшем сценарии", если иностранцам запретят покупать и держать облигации федерального займа России", — сообщают озабоченные СМИ.
Стоит отметить похвальную честность одного из инициаторов новых санкций, республиканского сенатора Линдси Грэхэма, который заявил агентству Блумберг, что его цель — "введение сокрушительных санкций и других мер против путинской России до тех пор, пока он (то есть Путин. — Ред.) не прекратит вмешательства в американский избирательный процесс, не остановит кибератаки и не уберет Россию из Украины". Учитывая, что сенатор считает Крым украинской территорией, а обвинения Москвы во вмешательстве в американские выборы, с его точки зрения, вообще не требуют доказательств, можно смело допустить: новые санкции (если их все-таки протащат через конгресс и сенат) — это навсегда. К сожалению, ситуация выстраивается таким образом, что есть только два варианта окончания истории с американскими санкциями: либо элитарии-русофобы смогут окончательно решить "русский вопрос", либо сам "русский вопрос" похоронит как минимум их политическую карьеру.
Суть нового санкционного пакета в следующем: американским юридическим лицам запретят владеть новыми выпусками российских облигаций; против бизнесменов из РФ, которых сенаторы посчитают слишком близкими к президенту, введут дополнительные финансовые ограничения; спецслужбы должны будут составить и опубликовать доклад "о личном состоянии Владимира Путина". Отдельно на рассмотрении находится еще один пакет мер, которые включают санкции против российских энергетических проектов (скорее всего, имеется в виду "Северный поток — 2") и финансового сектора.
На фоне этого праздника русофобии и сладостного ожидания новых проблем в российской экономике следует обратить внимание на аргументы противников ограничений, то есть на позицию главы американского Минфина Стивена Мнучина и некоторых сенаторов, выразивших свои опасения агентству Bloomberg. Начнем с сенаторов, которые вынуждены объяснять коллегам очевидное: никакие санкции не повлияют на политику Владимира Путина, а значит, если цель заключается в том, чтобы изменить "поведение" России, надо искать другие инструменты.
К сожалению, проблема даже не в том, что голос здравого смысла плохо слышен сквозь русофобскую истерику на Капитолийском холме, а в том, что желающие ввести санкции не преследуют никаких иных целей, кроме нанесения ущерба РФ. Поэтому Мнучину, который один раз уже добился "потопления" в сенате аналогичного пакета мер, приходится несладко. Министр финансов и на сей раз заявил, что его позиция не изменилась и что он до сих пор считает правильными аргументы, изложенные в докладе его ведомства по поводу антироссийских санкций. Напомним, что Мнучин (которого никак нельзя заподозрить в прокремлевских симпатиях) обозначил несколько причин, по которым бороться с российским госдолгом таким образом нельзя.
Во-первых, санкции такого рода не нанесут какого-то катастрофического вреда экономике РФ. Во-вторых, их введение обязательно причинит ущерб американским инвесторам, которые будут вынуждены продавать российские государственные облигации с дисконтом. В-третьих, санкции поставят американские финансовые компании в проигрышное положение по сравнению с европейскими конкурентами, имеющими возможность покупать российские облигации и, следовательно, привлекать клиентов, желающих инвестировать в эти популярные высокодоходные инструменты. В-четвертых, санкции такого рода могут вызвать пертурбации на финансовых рынках за пределами России.
Конечно, нет никаких гарантий, что Стивен Мнучин (чиновник и экс-банкир с большими связями, железной волей и тяжелым характером) сможет помешать очередному антироссийскому демаршу американских законотворцев. Нельзя исключать, что Дональд Трамп не сможет или не захочет остановить сенатских русофобов (даже несмотря на то, что внешняя политика — это вообще-то прерогатива исполнительной ветви власти в Соединенных Штатах). Но даже в случае самого жесткого санкционного сценария паника — плохой советчик, что уже было неоднократно доказано на практике.
Это не значит, что все последующие санкционные атаки из Вашингтона Москва сможет преодолеть легко и безболезненно, но надо помнить (и это фактически признает даже американский Минфин), что по большому счету будущее российской экономики находится не в руках США, а в наших.