ДУШАНБЕ, 5 сен — Sputnik, Рубен Гарсия. В Таджикистане публично озвучены первые признания предполагаемых организаторов теракта в Дангаре, которые заявляют, что это дело рук Партии исламского возрождения (ПИВТ).
Напомним, 29 июля в Хатлонской области группа иностранных велотуристов стала жертвой террористической атаки. Автомобиль преступников сбил посреди трассы несколько туристов, а после пассажиры машины начали добивать выживших из холодного и огнестрельного оружия.
Жертвами нападения стали семеро человек — граждане США, Нидерландов, Франции, Швейцарии и Германии. Четверо из них погибли. Ответственность на себя взяло "Исламское государство"* (ИГ, запрещена в РФ), а в сети появились фото и видео, где исполнители теракта приносили клятву верности террористам.
После инцидента силовики Таджикистана по горячим следам задержали несколько человек, подозреваемых в организации теракта.
Стали известны имена причастных к убийству иностранцев в Таджикистане
Лидером преступной группировки был назван некий человек, который внезапно появился на таджикском телевидении и вечером 4 сентября в эфире телепрограммы "Гирдоб", подготовленной ГКНБ, рассказал, что поручение о нападении на иностранцев он получил от активного члена ПИВТ Кори Носира (Носирхуджи Убайдова).
По его словам, в период с 2003 по 2007 годы он жил в Душанбе, где проходил религиозное обучение под руководством Носира. Дальше, по его собственному признанию, продолжал обучение в Иране, а затем перебрался в Москву, где занимался воровством и грабежами, исправно отдавая часть денег в казну ПИВТ.
Дальше больше — ему передают 100 тысяч рублей и велят подготовить масштабный теракт у себя на родине, дабы дестабилизировать обстановку в Таджикистане.
Следуя этой логике, за спиной Кори Носира должен стоять глава ПИВТ Мухиддин Кабири, эмигрировавший из Таджикистана.
По мнению старшего научного сотрудника Института изучения Азии и Европы АН РТ, политолога Абдугани Мамадазимова, заявление Абдусамадова вполне соответствует истине.
"У нас идет трансформация, которую очень тяжело уловить. Мы привыкли, что все теракты совершают боевики ИГ. Но бывшие члены ПИВТ говорят, что в Иране существуют особые тренировочные лагеря для сторонников партии. И сейчас те, кто не верит в светский характер Таджикистана, хотят повторить тенденции 90-х", — считает Мамадазимов.
По его словам, после гражданской войны, когда ПИВТ еще была легальной и влиятельной политической силой в Таджикистане, многие религиозные молодые люди становились членами организации, пытаясь найти свое место в умме.
Программу партии они рассматривали как своеобразную попытку построить на обломках советского Таджикистана государство ислама.
Не семейное дело: беспокоит ли властей Таджикистана оппозиция в изгнании
С годами вместо созидательного строительства они встали на путь радикализма, пример тому — теракт в Дангаре.
На вопрос о том, почему в этом случае исполнители теракта присягнули на верность ИГ, Мамадазимов соглашается с заявлением Хусейна Абдусамадова: это не более чем попытка отвести подозрение от Партии исламского возрождения.
Впрочем, сам подозреваемый не скрывает своей связи и с "Исламским государством" и уже успел повоевать в Сирии под черными знаменами халифата.
Однако за пределами Таджикистана многие не верят в причастность рукодства ПИВТ к совершению теракта. Так, известный российский публицист и член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России Максим Шевченко считает, что достоверность заявления стремится к нулю.
"Идея, что Мухиддин Кабири, выпускник российской академии госслужбы и многолетний депутат парламента Таджикистана дает кому-то распоряжение расстреливать туристов, представляется мне чудовищной и абсурдной", — пояснил Шевченко Sputnik Таджикистан.
Схожей позиции придерживается эксперт Центра изучения современного Афганистана, востоковед Андрей Серенко. По его словам, у ПИВТ на сегодня нет ни возможностей, ни мотивов для совершения подобного теракта. В то время как эмиссары "Исламского государства" научились вербовать людей по всему земному шару и для этого им даже не надо лично приезжать в страну.
Нападение боевиков ИГ накануне Курбан-байрама: видео
Напомним, после гражданской войны 1992-1997 годов, Партия исламского возрождения Таджикистана была легальной оппозиционной силой на политическом поле страны, однако в 2015 году правоохранительные органы признали ее террористической. Следственные органы считали, что руководство партии готовит вооруженный переворот с целью захвата власти.
*Террористическая организация, запрещена в России.