ДУШАНБЕ, 25 сен — Sputnik. Железнодорожная линия Туркменистан - Афганистан - Таджикистан (ТАТ) стала жертвой потепления таджикско-узбекских отношений, пишет журнал The Diplomat.
Ранее посол Таджикистана в Узбекистане Содик Имоми Ашурбойзода заявил, что Душанбе решил на неопределенный срок отложить строительство железной дороги, которая должна соединить Таджикистан с Туркменистаном через Афганистан. Причина якобы связана с улучшением отношений с Узбекистаном.
Железная дорога как политический инструмент
После распада СССР и обретения независимости страны Центральной Азии продолжают искать выход к морю, обращая внимание на юг Афганистана, Пакистан и Иран.
При этом Узбекистан, который не имеет выхода к морю, но граничит со всеми центральноазиатскими государствами, играет ключевую роль в функционировании региональной железнодорожной сети.
В статье отмечается, что многие годы блокирование Таджикских железных дорог было узбекским политическим оружием.
Так, Ташкент был недоволен инициативой Душанбе постройки Рогунской гидроэлектростанции на реке Вахш, поэтому использовал железные дороги в качестве инструмента влияния.
Строительство ГЭС в Таджикистане началось в 1976 году, но после распада Советского Союза проект заморозили. В 2004 году республика подписала договор с российской компанией и компанией "Русал" о достройке ГЭС. Однако сторонам не удалось согласовать ряд принципиальных особенностей проекта, поэтому контракт был расторгнут в 2007 году.
Проект откладывался еще несколько раз. Пуск первой очереди в составе двух гидроагрегатов должен был состояться в 2012 году. Возобновить строительство плотины Рогунской ГЭС удалось в 2016 году.
Туркменистан проложил 45 км ж/д, ведущей в РТ через Афганистан
Узбекистан активно использовал железнодорожное сообщение как оружие против Таджикистана. Например, в 2010 году таджикские власти жаловались, что в Узбекистане застряло порядка 2,5 тысячи вагонов, направляющихся в республику. Тогда узбекские власти заявили, что движение встало из-за поломки участка железной дороги, соединяющий страну с Хатлонской областью Таджикистана.
При этом Ташкент отверг помощь Таджикистана в ремонте участка, заявив, что к работам невозможно приступить из-за сейсмической активности и наводнений.
В ноябре 2011 года в Узбекистане рядом с афганской границей был взорван железнодорожный мост. В подрыве обвинили террористов, что имело смысл, ведь некоторые поставки НАТО шли в Афганистан через Узбекистан. Однако трафик США не пострадал, чего нельзя было сказать о таджикских грузах.
Согласован таджикский участок железной дороги ТАТ
Проблемы с железнодорожным транспортом из-за Узбекистана у республики были и в 2012 году. Поэтому неудивительно, что государство искало выход из сложившейся ситуации.
Проект ж/д TAT в обход Узбекистана
Проект железной дороги Туркменистан - Афганистан - Таджикистан (TAT) был предложен в 2013 году. Если строительство ветки завершится, то Таджикистан обойдет проблемный ж/д участок в Узбекистане.
В конце 2016 года Туркменистан завершил строительство 85-километрового участка от Атамурата до Имамназара. Однако до сих пор остаются нерешенными вопросы, касающиеся точного маршрута и финансирования афганской и таджикской частей железной дороги.
При этом позапрошлый год стал переломным и для Узбекистана. После смерти первого президента республики Ислама Каримова его место занял Шавкат Мирзиёев, который пошел на многое ради возрождения узбекско-таджикских отношений, отмечает The Diplomat.
"В связи с этим замораживание Таджикистаном проекта ТАТ неудивительно, хотя, возможно, недальновидно", - подчеркивается в статье.
С одной стороны, проект дорогостоящий. По предварительным подсчетам, его реализация обойдется в два миллиарда долларов. Кроме того, следует учитывать нестабильную и небезопасную обстановку в Афганистане.
С другой стороны, хотя отношения между Узбекистаном и Таджикистаном стали значительно лучше, ничего не мешает Ташкенту снова использовать железную дорогу в качестве политического оружия. Ведь в Таджикистане до сих пор нет альтернативного маршрута.
Тем временем Узбекистан активно продвигает собственные железнодорожные проекты через Афганистан в Иран.
Стоит отметить, что в Минтрансе Таджикистана заявили, что работа над реализацией проекта все же продолжается.