ДУШАНБЕ, 18 окт — Sputnik, Вадим Попов. В Таджикистане ремесленники славятся своим мастерством, но чтобы их труд вывести на международный уровень, требуются дополнительные усилия.
На прошедшем Международном фестивале "Чакан" в Душанбе продукция ремесленников не пользовалась большим спросом. Многие участники не смогли ничего продать и по окончанию фестиваля разочарованно разъехались по домам.
Как прошел международный фестиваль "Чакан"
Прошедший недавно в Душанбе фестиваль был организован по инициативе Комитета по развитию туризма при Правительстве Таджикистана совместно с мэрией Душанбе и Союзом ремесленников Таджикистана. Мероприятие приурочили к Году развития туризма и народных ремесел в Таджикистане. Ярмарка товаров прошла в Национальном музее Таджикистана.
Участники из стран бывшего СССР, ближнего и дальнего зарубежья разместили на прилавках результаты своего труда. Гостям фестиваля были представлены одежда и скатерти с ручной вышивкой, сумки и рюкзаки в стиле икат, изделия из драгоценных камней, бисера, изделия шерсти и войлока, ювелирные украшения, ковры, живопись, керамику, музыкальные инструменты и многое другое.
Мастера спешили продемонстрировать красоту изделий, но далеко не всем посчастливилось продать товар. Многие ремесленники даже не окупили средства, потраченные на дорогу и проживание в Душанбе.
Кроме того, за аренду места в Национальном музее Таджикистана тоже пришлось заплатить. По словам мастеров, место стоило от 50 и 100 сомони. На вопрос о том, чем обусловлены данные денежные сборы, работники музея не смогли ответить.
Менеджер по продажам и продвижению услуг Союза ремесленников Таджикистана Сабрина Каримова рассказала Sputnik Таджикистан, что стоимость торгового места зависела от того, сколько раз конкретный мастер участвовал в фестивале до этого.
"Тем, кто впервые представлял товары и не входит в Союз, нужно было заплатить всего 50 сомони, а постоянные участники фестивалей и члены ассоциации платили больше, только пенсионерам и гражданам с инвалидностью место предоставлялось бесплатно", - пояснила она.
Все финансовые средства ушли на аренду помещений Национального музея Таджикистана, рекламные материалы, и прочие организационные траты.
Почему таджикским ремесленникам сложно найти покупателей
Менеджер рассказала также, почему многие участники ярмарки не смогли продать свои товары. Главную причину она видит в "недостаточном качестве изделий".
"Мы говорим ремесленникам: "Улучшайте качество. Работайте над созданием новых продуктов". Но несколько лет подряд они производят одно и то же, не следят за спросом на рынке", - сказала Каримова Sputnik Таджикистан.
По ее словам, мастерам Таджикистана надо расти профессионально, чтобы соответствовать мировому уровню.
Представитель Союза ремесленников отметила, что посетителей на ярмарке было много, но почти все они из Таджикистана, а иностранцев приехало мало. Хотя именно зарубежные гости являются главными покупателями ремесленных изделий, подчеркнула девушка.
Уникальная продукция ручного труда обычно неприятно удивляет своими ценами. И здесь Таджикистан имеет преимущество. Таджикские товары стоят недорого. Другое дело, что местные жители привыкли к ним, ведь в Таджикистане буквально на каждом углу продают разные поделки.
Возможно, на отсутствии зарубежных гостей сказался тот факт, что ярмарка не была приурочена к каким-то масштабным мероприятиям международного значения, когда в Таджикистан съезжается много иностранцев.
Другой проблемой фестиваля стало отсутствие хорошего продвижения.
"В этот раз мы поздно начали давать рекламу, ждали официального разрешения, которое получили только 2 октября. Мы учтем этот момент и в следующий раз начнем рекламировать фестиваль пораньше", - сказала менеджер по продажам Союза ремесленников Таджикистана.
Несмотря на объективные трудности, пока далеко не все средства задействованы, чтобы ремесленное производство в Таджикистане вышло на должный уровень.
Мастера в "Тюбетейке": таджикские ремесла и культура на выставке в Москве
Как показала практика, изделия таджикских ремесленников очень хорошо воспринимают за рубежом. Для развития ремесленного дела Таджикистану лучше переориентироваться на участие в выставках-ярмарках в России или западных странах.
По словам Каримовой, Союз ремесленников постоянно работает над этим.
"Мы подали 15 заявок в международную организацию International Folk Art Market Santa Fe, для участия в международных мероприятиях. Надеемся, что они пройдут", - подчеркнула менеджер.
Почему Таджикистану надо больше помогать ремесленникам
С одной стороны, ремесленники - это самостоятельные производители, но с другой, им действительно требуется помощь государства и муниципалитетов.
Так, в своем Послании Парламенту Таджикистана еще в декабре 2017 года президент Эмомали Рахмон заявил о необходимости государственной поддержки ремесленников.
"Правительству страны необходимо для развития народных ремесел через Фонд поддержки предпринимательства широко практиковать выдачу льготных кредитов предпринимателям и ремесленникам. А также с целью стимулирования населения в деле производства потребительских товаров на дому и развития народных ремесел с первого января 2018 года освободить реализацию таких товаров от выплаты всех видов налогов", - сказал глава Таджикистана.
Опыт некоторых стран показателен. Так, Индия проанализировала ассортимент и определила, что текстиль, изделия из металла и керамики обладают большим потенциалом для развития. Теперь индийские ремесленники формируют 2% экспорта страны.
В Китае на долю ремесленников приходится 17% экспорта, и государство оказывает им беспрецедентную помощь, финансируя оснащение и механизацию процессов, где это возможно, чтобы снизить стоимость изделий и повысить производительность труда.
Китай нацелен на то, чтобы ремесленники активно продавали свои изделия за рубеж. Государство помогает им с логистикой, чтобы быстро, недорого и эффективно доставлять товары в любую точку мира.
В Таджикистане ввели на 2 года мораторий на проверки предпринимательства
Внимание госорганов к ремесленникам неслучайно. Дело в том, что во всем мире растет интерес к товарам ручного труда. Туристы путешествуют в надежде открыть для себя что-то новое и неизвестное, попробовать необычную кухню, купить ни на что не похожую одежду или аксессуары. В Таджикистан едут именно за этим.