Как заявил глава департамента статистического анализа Главного таможенного управления КНР Ли Куйвэнь, товарооборот между Россией и Китаем в 2018 году снова вырос, теперь на 27,1 процента — более чем до 107 миллиардов долларов.
Таким образом, страны впервые преодолели показатель в сто миллиардов долларов, поставив исторический рекорд, пишет РИА Новости.
Ли Куйвэнь отдельно отметил, что "по динамике роста Россия оказалась на первом месте в десятке ключевых партнеров" КНР.
Руководители обеих стран как о "новом рубеже" говорят сейчас о совсем еще недавно фантастических 200 миллиардах долларов взаимного оборота в год. И основания для такой постановки вопроса есть.
Напомним, что в 2017 году оборот также увеличился на 20,8 процента, до 84,07 миллиарда долларов. Теперь рост уже вполне можно рассматривать как достаточно убедительный тренд.
Подробности. Согласно данным китайской таможни, объем экспорта из Китая в Российскую Федерацию в 2018 увеличился на 12 процентов и превысил 47,97 миллиарда долларов. Импорт же российских товаров и услуг в КНР вырос на 42,7 процента — до 59,08 миллиарда долларов.
Еще более интересна "разбивка по отраслям": главными статьями китайского экспорта в Россию стала продукция электромеханической отрасли; импорта — нефть, уголь и пиломатериалы.
И уже из этой "разбивки" становится понятно, что именно может стать главным драйвером роста отечественного экспорта в КНР.
Во-первых, российский газ. Тут нет никаких сенсаций: уже в 2019 году должны начаться первые поставки по газопроводу "Сила Сибири".
Война с валютой: Россия спасла от санкций более 100 миллиардов долларов
На первом этапе их объем будет составлять пять миллиардов кубометров в год, затем эта цифра вырастет до 38 миллиардов. И это — еще только начало.
Согласно поручению Владимира Путина и по просьбе китайского лидера, должны быть окончательно доработаны детали по так называемому западному маршруту поставок газа в Китай. Тому, который в девичестве назывался газопроводом "Алтай" и работы по которому шли, с точки зрения руководителей обеих стран, слишком неторопливо.
Председатель КНР, кстати, дал своим подчиненным аналогичное поручение, причем в еще более жесткой форме, потребовав в кратчайшие сроки согласовать с российскими коллегами все формальности для начала строительства.
МИД КНР: Отношения Москвы и Пекина не направлены против третьих стран
Там речь идет о поставках еще порядка 30 миллиардов кубометров газа в год.
Растет и экспорт российского сжиженного газа в КНР. Россия вообще резко нарастила экспорт именно СПГ.
Согласно данным отечественной Федеральной таможенной службы, с января по сентябрь 2018 года РФ экспортировала его 29,2 миллиона кубометров — на 63 процента больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Почему Россия и Китай не будут соперничать в Центральной Азии
Ну и, конечно, сказались вынужденные для Китая ограничительные меры по отношению к американским сланцам: тут надо отметить, что американский СПГ изначально обходился китайским товарищам дороже катарского, российского или австралийского и закупался во многом по политическим соображениям.
Но сейчас стало понятно, что нет смысла закупать "сланцевый газ" по политическим мотивам дороже, чем у других поставщиков, если американские контрагенты не ценят такого проявления лояльности.
С китайским импортом на российских рынках ситуация несколько сложнее.
Тут есть вполне понятные структурные ограничения: основная китайская продукция в мире — это масс-маркет, товары массового потребления.
И в этом смысле российский рынок для китайцев не так интересен — во-первых, из-за сравнительно (для таких гигантских территорий) немногочисленного населения, во-вторых, потому, что в массовых нишах на рынках вполне уютно чувствуют себя те же европейские производители, научившиеся к тому же локализации производств в краях страны, что, естественно, приветствуется и российским государством: китайцам эту науку еще только предстоит постигать.
Тем не менее необходимо констатировать: первые и весьма впечатляющие результаты российский заявленный "поворот на Восток" уже приносит.
И задачи на этом направлении тоже примерно ясны, их просто нужно реализовывать.
Ну, а главным приоритетом сейчас становятся уже даже не двусторонние российско-китайские деловые взаимоотношения, а интеграция в области строительства евразийских транспортных коридоров.
Россия, США, Китай: кто гарантирует безопасность Центральной Азии
И в случае реализации этих проектов, от высокоскоростной железнодорожной магистрали через Казахстан, БАМ и Транссиб до Северного морского пути, страны вместе с европейскими партнерами смогут претендовать на совершенно немыслимые на сегодняшний момент объемы контролируемой ими глобальной торговли: речь идет чуть ли не о трети всех мировых торговых потоков.