У мусульман — свое право на право, или Как Европу судят по шариату

© RONALDO SCHEMIDTМусульманская женщина, архивное фото
Мусульманская женщина, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
О том, к чему привела разгоревшаяся дискуссия в ПАСЕ о применении в судах норм шариата, читайте в материале

ДУШАНБЕ, 8 фев - Sputnik. Европейские демократии должны отказаться от шариата в судебной практике, решила Парламентская ассамблея Совета Европы. Особой критике подверглись Великобритания и Греция, где власти закрывают глаза на то, как в судебных тяжбах мигрантов исламское право все чаще перевешивает светскую Фемиду.

Мадина Калимуллина, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Шариат, халяль и криптовалюта: исламская экономика от Душанбе до Москвы

Смогут ли страны Старого Света выполнить ультиматум ПАСЕ, разбирался корреспондент РИА Новости.

У мусульман — свое право на право

Дискуссия о применении в судах норм шариата — свода основанных на Коране религиозных, юридических и бытовых правил — разгорелась на зимней сессии ПАСЕ. Под огонь критики попали государства-члены Совета Европы, где большинство населения исповедует ислам. Речь прежде всего о Турции, Албании и Азербайджане. Но досталось и другим. В применении двойного судопроизводства — светского и исламского — европейские парламентарии упрекнули Кыргызстан, Иорданию, Марокко, Палестину. Эти страны не входят в ПАСЕ, но имеют статус партнеров по демократии.

© AFP / Chaideer Mahyuddin21-летняя мусульманка подвергается наказанию по закону шариата
У мусульман — свое право на право, или Как Европу судят по шариату - Sputnik Таджикистан
21-летняя мусульманка подвергается наказанию по закону шариата

Главная претензия евродепутатов к своим коллегам в странах с мусульманским большинством — в том, что те одновременно подписались под противоречащими друг другу документами. Как члены или партнеры Совета Европы, они взяли на себя обязательства следовать нормам Европейской конвенции по правам человека, основанной на светском праве. В то же время, став членами Организации исламского сотрудничества (ОИС), допустили использование шариата при решении споров.

Молодая мусульманка читает Коран, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Традиция ношения платков и хиджабов: что говорит Коран

Больше всего члены ПАСЕ негодовали по поводу Каирской декларации о правах человека в исламе. Суды шариата часто ссылаются на этот документ, чтобы доказать легитимность выносимых вердиктов.

Принятый в египетской столице в 1990 году документ стал ответом мусульманских стран на Всеобщую декларацию прав человека. Члены ОИС хотели показать, что ислам гарантирует своим последователям не меньше прав и свобод. При этом учитывает культурные и религиозные особенности приверженцев пророка Мухаммеда.

Еще одним доводом в пользу Каирской декларации стало то, что практически все международное право основано на христианских и иудейских традициях. А мусульманам не пристало жить по законам иноверцев.

Критика в адрес документа звучала давно. Еще в 1992 году Комиссия по правам человека ООН назвала декларацию противоречащей ценностям демократического мира. Хотя она так же, как и нормы европейского права, запрещает дискриминацию по расовому, языковому, половому, религиозному признаку.

И все же по Каирской декларации мужчина имеет больше прав, чем женщина. Мусульманам запрещено менять религию. А свобода мнений допустима до тех пор, пока она не противоречит шариату.

© AP / Thibault CamusПротесты простив шариата во Франции
У мусульман — свое право на право, или Как Европу судят по шариату - Sputnik Таджикистан
Протесты простив шариата во Франции

Комиссия юристов ООН, одна из первых проводившая экспертизу декларации, постановила: документ может нарушить межкультурный диалог, на котором строится современная система прав человека. Не убедило их и то, что использование норм шариата в судебной практике носит рекомендательный, а не юридически обязывающий характер.

Не ищите Аллаха в подполье

Однако до нынешней сессии ПАСЕ мало кто задумывался о возникшем парадоксе: невозможно одновременно следовать нормам шариата и стоять на страже европейского светского права.

Между тем, раскритиковав документ, европейские парламентарии не учли условия, при которых происходило его согласование. Для многих подпись под Каирской декларацией означала скорее демонстрацию своей культурной и религиозной идентичности. И членство в Организации исламского сотрудничества сулило политические и экономические бонусы в виде инвестиций.

В тех странах, где большинство населения всегда считало себя приверженцами ислама, в начале девяностых подпольно стали распространяться идеи радикального исламизма. Чтобы предотвратить эту тенденцию, власти усилили сотрудничество с международно признанной ОИС. Тем самым они показывали гражданам, что само государство стало приверженцем умеренного ислама. Поэтому нет смысла искать Аллаха в подполье.

Мадина Калимуллина, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Шариат, халяль и криптовалюта: исламская экономика от Душанбе до Москвы

Еще одной причиной поддержки декларации стала "мода на ислам". Она захлестнула и постсоветское пространство, и Турцию. Нормы шариата, которые в представлении многих допускали многоженство, верховенство мужчины над женщиной, возможность быстрого расторжения брака, стали привлекать все больше и больше сторонников. Даже нерелигиозные граждане начали читать намаз и засобирались в хадж.

Однако все это не означало отказа от светского европейского права. В основе правовой системы Азербайджана, Кыргызстана, Турции, Албании лежат все же Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о правах человека, а не Каирская декларация.

© © AFP 2019 / Chaideer MahyuddinИзбиение женщины из народа ачех по законам шариата
У мусульман — свое право на право, или Как Европу судят по шариату - Sputnik Таджикистан
Избиение женщины из народа ачех по законам шариата

Европа шариатская

Хлебнуть критики от ПАСЕ пришлось и Великобритании с Грецией. Причина все та же — использование шариата в судопроизводстве. Парламентарии из этих стран даже не стали отпираться. Миграционный кризис, ускоривший и без того стремительный рост мусульманского населения в Европе, вынужденно примирил власти этих стран с шариатом.

Лондон пошел дальше всех и одним из первых ввел в закон об арбитраже понятие "исламского суда". Это позволило легально использовать шариат при разрешении споров между мусульманами. Свою позицию британцы объяснили тем, что игнорирование проблемы только увеличит количество подпольного судопроизводства.

Греция же выбрала путь наименьшего сопротивления. Верховный суд этой страны в прошлом году признал законным решение муфтия, который в споре родственников о наследстве разделил его по шариату.

© © AFP 2019 / Chaideer MahyuddinСудебный процесс по законам шариата в городе Банда-Ачех, Индонезия
У мусульман — свое право на право, или Как Европу судят по шариату - Sputnik Таджикистан
Судебный процесс по законам шариата в городе Банда-Ачех, Индонезия

Все это уже стало поводом для шуток. В арабских и западных СМИ нередко пишут о том, что пока европейцы сражаются с исламскими мракобесами в Афганистане, в их собственных странах "шариатское мракобесие" вершит правосудие. Но как решить проблему, когда внутри ЕС уже сформировались параллельные сообщества, не знает никто.

Вопросы про супружеский долг

Не все европейцы, однако, драматизируют ситуацию. Те из них, кто волею случая оказался участником или свидетелем исламского правосудия, говорят о некоторых преимуществах.

Анжела Мэтис (имя изменено по просьбе девушки) — гражданка одной из стран Европы. Со своим супругом, тоже европейским гражданином, познакомилась в Сирии. В этой стране молодые люди вскоре заключили брак. Однако их союз продлился недолго, они решили расстаться.

Бракоразводный процесс предстоял по нормам шариата, отчего супруги вначале опешили. "В представлении европейцев по шариату женщина бесправна и за любую провинность ее могут забить камнями. Но мало кто задумывается о нюансах. Чтобы вынести обвинительный вердикт, куча свидетелей должны подтвердить, что видели нарушения. Сделать это непросто. Без шариата права женщин в некоторых арабских странах, наоборот, были бы ущемлены", — рассказывает РИА Новости Анжела.

Единственное, что смутило девушку, — прямота вопросов, задававшихся судьями: "Например, меня спрашивали, как часто муж исполнял супружеский долг и каким образом это происходило. Для европейского мышления такая формулировка бестактна, но для арабских стран это норма. При этом никто не осудил меня за то, что я первой подала на развод. В итоге наш брак был расторгнут".

Своеобразие исламского судопроизводства Анжела связывает с тем, что многие законы шариата устарели. Однако отмечает, что для эпохи, когда они начали использоваться в правосудии, это стало прорывом.

"Во времена, когда появился суд шариата, законы светской Европы вообще не гарантировали женщинам никаких прав. В каждой стране свой уклад, и принцип демократии как раз не в запретах, а в разнообразии", — уверена девушка.

Лента новостей
0