За непримиримой борьбой сторонников и противников ношения платков и хиджабов в учебных заведениях я, как и все, наблюдаю уже несколько лет. И чем дальше, тем эта борьба становится все жестче. Если раньше все заканчивалось на уровне обсуждений, а затем перешло в плоскость судебных тяжб, то последние события в Туркестанской области вызывают тревогу.
Что произошло в сельской школе в Туркестанской области
Случай, произошедший в селе Фирдоуси Туркестанской области 4 сентября этого года, стал первым в истории, когда в противостояние, чтобы не допустить беспорядков, пришлось вмешаться полиции, пишет Sputnik Казахстан.
Когда в первый день занятий в здание школы не допустили несколько десятков школьниц в платках, их недовольные родители попытались взять учебное заведение штурмом, с громкими криками и потасовкой с администрацией. Последним с помощью оперативно приехавших полицейских отбиться удалось, но возмущения и недовольство не прекращались еще несколько часов.
О том, что такой сценарий развития событий возможен, было известно заранее. В течение двух месяцев директор школы Жанар Мамырова провела больше десятка родительских собраний, где в доступной форме объясняла, почему посещать школу в платках нельзя. И собрания не прошли безрезультатно: 36 учениц сняли платки и хиджабы. Но некоторые родители наотрез отказались подчиняться правилам.
"В нашем государстве религия и школа разделены, на что указано в законе. Но не все это понимают и настроены агрессивно. Им не раз разъясняли. И эта ситуация идет давно", – говорит Жанар Мамырова.
Директора школы поддержали и в Министерстве образования, причем на самом высоком уровне. Министр Ерлан Сагдиев повторил, что по закону школьницы в платках к занятиям не допускаются.
Тем не менее для урегулирования конфликтной ситуации в Туркестанскую область была направлена специальная комиссия. Будет ли достигнут компромисс и к чему приведут переговоры, пока неизвестно.
Как происходило противостояние в прежние годы
Проблема ношения учениками в школах элементов одежды религиозной принадлежности остро стоит уже не один год. Попытки объяснить религиозным родителям, что школа в светском государстве, каким позиционирует себя Казахстан, полностью отделена от религии, проваливались одна за другой. Пока требования не были закреплены законом, любые разъяснения ни к чему не приводили, и все продолжалось, как обычно.
Ситуация изменилась после того, как приказом министра образования №26 от 14 января 2016-го вопрос был четко регламентирован с формулировкой: "Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается".
Какой должна быть школьная форма в 2018/19 году
С этого момента стычки противников и сторонников ношения школьниками элементов одежды религиозной принадлежности перешло в более острую фазу. Нарушителей попросту перестали пускать на занятия.
Материалы о данных проблемах стали периодически появляться в республиканских СМИ, но по закону правым теперь всегда было Министерство образования, оно требовало от администраций всех школ неукоснительного соблюдения правил.
Понимая, что противостоянием ничего не добиться, сторонники ношения школьниками платков и хиджабов решили начать борьбу в юридической плоскости и стали массово подавать в суды, называя приказ антиконституционным.
Один из первых таких прецедентов произошел в Актюбинской области в январе 2017-го. В судебных разбирательствах участвовали сразу семь городских школ Актобе. И суд они выиграли. Мало того, родителей, которые к решению суда прислушиваться не собирались, предупредили, что их будут штрафовать за непосещение детьми занятий. Кстати, по данным городского отдела образования, после завершения судебного процесса, почти половина религиозных родителей закону подчинились и 162 девочки из 340 все же сняли платки и продолжили посещать школы.
Коран несет истину, но читают ее по-разному
Духовное управление мусульман Казахстана, хоть и невольно, но оказалось одним из участников конфликта, а точнее, вошло в число примирителей враждующих сторон в вопросе ношения хиджабов и платков в школах.
"Никаб и паранджа не считаются традиционным одеянием для мусульман, в Коране это не прописано. А вот ношение платка – добродетель Ислама. Несколько лет назад Духовное управление мусульман Казахстана выпустило специальную фетву в отношении мусульманского платка", — сказал Верховный муфтий Казахстана Серикбай кажы Ораз.
Он отметил, что светское государство не должно запрещать людям верить в Бога, а наоборот, должно создавать все условия. Но при этом добавил, что правилам страны и закону нужно подчиняться.
"В школе есть свои правила, нужно это понимать. Когда человек выезжает на дорогу, он ведь тоже соблюдает ПДД. Так и здесь. По шариату мусульманка обязана носить платок с момента наступления созревания, с совершеннолетия. Это прописано в Коране. В последнее время были предложения о создании специальных школ, возможно, это поможет решить проблему. Если родители ставят перед собой цель дать хорошее образование ребенку, должны отнестись к ситуации с пониманием, я считаю", — добавил Серикбай кажы Ораз.
В другом своем интервью СМИ в Актобе, Верховный муфтий подчеркнул свою мысль о том, что родители решают за детей.
"Родители семи-, восьмилетних девочек, которые учатся в 1-м, 2-м, 3-м классах, неправильно распоряжаются их судьбами. Со временем эти дети должны сами сделать свой выбор, родители не должны настаивать на своем. Мы не должны лишать наших детей будущего. В первую очередь, за это ответственны родители и школа. В этом вопросе нужно найти компромисс, но при этом не нарушать религиозные устои", — отметил священнослужитель.
Тем временем есть специалисты и эксперты, имеющие собственное мнение касательно ношения платков в школах и во многом не согласны с позицией ДУМК.
Серик Рысжанов — религиозный публицист, автор ряда работ по национальной идее казахов, первый казах, который перевел Коран на русский язык, не выезжая за границу и не попавший под влияние чуждой идеологии, открыто вступил в полемику со своими коллегами.
На сегодня его перевод Корана на русский уже прошел экспертизы в Министерстве общественного развития Республики Казахстан. 28 августа Рысжанов побывал на приеме у министра Дархана Калетаева, где после всех обсуждений получил положительное заключение по своей грандиозной работе.
Дословный и чуткий перевод Корана выявил ряд разночтений
"Исламские богословы утверждают, что ни один перевод не сможет передать точный смысл и красоту Корана. Переводчик Корана должен быть не только знатоком полуторатысячелетней истории толкования исламского Откровения, но и блестяще владеющим русским литературным языком", — отмечено в Википедии.
При этом перевод на русский язык, сделанный Сериком Рысжановым, имеет право на свою долю внимания, не меньшую, чем любой другой. А может, и большую.
Объять необъятное нереально, но, коснувшись вопросов ношения платка мусульманками, публицист нашел, что рассказать. И в первую очередь он предложил разобрать этот вопрос, не затрагивая доводы противников мусульманского головного покрывала, а лишь опираясь на главный законодательный свод Ислама – Коран.
"Проанализировав все отрывки из Корана, где упоминается слово "хиджаб", так традиционно называют платок на голове женщины мусульмане, приходится констатировать, что это слово в Коране в качестве платка для верующей женщины не применяется", — утверждает Серик Рысжанов.
По словам переводчика-публициста, конкретным предписанием Бога для женщин в отношении их внешнего вида служит отрывок (сура 24:31), призывающий верующих женщин покрывалами закрывать разрез платья.
"Для того чтобы ясно показать предписание Творца именно о покрывале, а не о головном платке, в скобках оригинала показана транскрипция арабского эквивалента, которая образована от корня "хамара" и означает "покрывать, скрывать". Ни о каком головном уборе, а тем более повелении покрыть голову, речь не идет. До сих пор арабы этим словом обозначают разного рода предметы: шторы, материал, покрывало для стола или кровати и тому подобное", — объясняет Серик Рысжанов.
Следующим предписанием Господа служит сура 33 аят 59:
"О, Вестник, скажи твоим супругам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они сближали на себе свои платья (джаляябиибихинна). Это ближе, чтобы их узнали и не вызвали неприятные чувства. Бог – Прощающий, Жалеющий!" — приводит перевод Корана Рысжанов.
Слово "джильбаб", использованное в данном отрывке, по его словам, переводится с арабского языка, как "длинное платье, длинная рубашка, длинный халат". Но и в этом случае не идет речи о покрытии головы женщины.
Появление традиции ношения платка
Источником обязательства ношения платка на голове для верующих женщин служит дошедшая до нас с древних времен традиция. По словам Рысжанова, она появилась до ниспослания Корана.
"В те времена арабки носили платок на голове, в основном повязанный на затылке. Головной платок служил признаком свободной женщины. Рабыням же запрещалось повязывать платок на голову, а нарушение запрета каралось. С обретением веры внешний вид арабок не изменился. Только после предписания Бога о прикрытии разреза платья они опустили концы платка на передний разрез платья. В итоге внешний вид оказался соответствующим настоящему", — объясняет Серик Рысжанов.
Много лет изучая Коран и историю Ислама, у религиозного публициста не возникало сомнений в том что как многим современникам Мухаммада, так и живущим в наше время, следовать правильным путем, обозначенным в Коране, мешала прежняя традиция. А ведь именно против нее и был направлен Коран. Почитание этой традиции, которая не изжита до сих пор, ученый называет неумением "отделить божественное от людского".
"Конечно же, запрещать носить платок никто не имеет права, однако и говорить, что это Предписание Бога, тоже никто не имеет права", — говорит он.
Место женщины в трактовке современных исламских течений
Отдельное внимание в своих научных работах Серик Рысжанов отводит месту женщины в большинстве современных исламских течений, - чуждых нашему обществу и стране. Для того чтобы показать это наглядно, публицист приводит ряд цитат из проповедей сторонников нового Ислама. Указывать источники цитат я не буду, хотя найти их человеку, желающему докопаться до истины, труда не составит.
"Если бы я повелел кому-либо склониться в земном поклоне перед кем-то, то я бы повелел женщинам склониться в земном поклоне перед мужем, чтобы знали они цену своим мужьям".
"О, женщины, если бы вы знали цену вашим мужьям, вы бы утирали ваши лица пылью из под их ног".
"Вы часто проклинаете других и неблагодарны к своим мужьям. Я не видел других таких ограниченных и слабоверных созданий, которых приходится терпеть вашим умным и достойным мужьям".
И это лишь цитаты, не вызывающие у читателя истинного отвращения.
"Подчинение, смирение и покорность во всем своему мужу в этих хадисах возводится в степень фарда, то есть обязательному к исполнению предписания Ислама, своего рода формы поклонения Богу. Наряду с приведенными выше и другими хадисами о том, что большая часть женщин создана для Ада, формируют установку: попадание женщины в Рай возможно только при условии довольства ее мужа ею", — отмечает Серик Рысжанов.
И это не говоря о хадисах, придуманных ради гарантированной интимной близости.
"Если супруг приглашает женщину в постель, а она убежит от него и муж проведет ночь в нервном состоянии, то ангелы будут проклинать эту женщину до утра".
О чем говорит истинный Ислам
По словам Серика Рысжанова, Ислам – религия мира. В Коране не двусмысленно отмечено, что "… превосходство человека перед Богом не в том, какого он пола или расы, но только лишь в его благочестии и крепости веры".
"Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и родами, чтобы вы знакомились друг с другом. Поистине, самый возвышенный из вас перед Богом тот, кто самый благочестивый из вас".
"Верующие мужчины и верующие женщины, они – покровители и друзья друг другу ".
"А тот, кто верует и кто делает праведные дела, мужчина ли, женщина ли это, тот в Рай войдет, и не встретят несправедливости они ни на бороздку финиковой кости".
"Тем верующим, совершившим благие дела – будь то мужчина или женщина, мы непременно даруем прекрасную жизнь и воздадим награды по соответствию их наилучших дел".
"Аяты Корана показывают нам, что превосходство перед Богом заключено не в том, сотворены ли вы мужчиной или женщиной, а в том лишь, насколько праведны ваши деяния и жизнь", — напоминает Серик Рысжанов.
Религиозный публицист отмечает, что настоящий мусульманин свои поклонения, молитвы, благие дела делает не напоказ, а ради довольства Аллаха Всевышнего, ведь именно это велит сам Создатель.