Бахтиер Худойназаров: cтроптивый ученик, своевольный режиссер

© AFP 2023 / TIZIANA FABIРежиссер Бахтиёр Худоназаров с актрисой Анастасией Микульчиной
Режиссер Бахтиёр Худоназаров с актрисой Анастасией Микульчиной - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Коллегам и друзьям Бахтиёр Худойназаров запомнился по-разному, но каждый из них проникся уважением к его творчеству

ДУШАНБЕ, 29 мая - Sputnik, Лев Рыжков. В день рождения Бахтиёра Худойназарова Sputnik поговорил о замечательном режиссере, в начале 90-х прорубившем для национального кинематографа окно в Европу, с его близкими друзьями.

Чемодан книг

Известный кинорежиссер и автор исторических трудов Давлат Худоназаров знал Бахтиера очень хорошо.

"Я ведь был его наставником, - говорит Давлат Худоназаров. -  Кто-то из моих знакомых привел его на киностудию по окончании школы. Меня попросили познакомиться с этим молодым человеком и, может быть, помочь ему поступить во ВГИК. Поэтому какое-то время Бахтик работал у меня. В это время  я снимал исторический документальный фильм, и ему пришлось искать для меня материалы в архивах".

Наставник вспоминает, что характер у Бахтиёра был ершистый. И не всегда учеба проходила гладко.

Режиссер Бахтиёр Худоназаров - Sputnik Таджикистан
Бахтиёр Худойназаров - легенда таджикского кино

"Другой мой ученик рассказывал мне, что в какой-то момент я дал Бахтику чемодан, набитый книгами, и сказал: "Когда прочтешь все эти книги – тогда мы и продолжим". Сам я этого не помню за давностью лет, но вполне возможно, действительно был так жесток. Но я совершенно точно помню, что однажды довел его до ворот "Таджикфильма" и сказал вахтерам: "Все! Обратно не пропускайте. Вернется, когда образумится!" Но, видимо, вернулся он очень быстро. Значит, образумился".

Даже самый великий мастер хоть раз, но обязательно огорчит своего наставника. Но впрочем, скоро Бахтиёр Худойназаров стал радовать учителя.

"Я радовался тому, что фильмы, которые делал Бахтиёр, были совершенно не похожи на то, что делал я, - рассказывает Худоназаров. - Он стал самим собой. У него появился почерк, собственное видение. И самое главное – он делал фильмы про себя или для себя. Он не придумывал сюжеты в кабинете, а делал кино о том, что его по-настоящему волновало. Его фильмы открыли мне определенный пласт жизни города Душанбе. Я ничего этого не знал, хотя и жил в одном с ним городе, в то же время".

Первые же работы в качестве режиссера принесли Бахтиёру международное признание. Нашлись спонсоры и продюсеры, которые давали на фильмы Худойназарова деньги в то время, когда все вокруг уже рушилось, и кино в охваченной войной республике не снимал никто.

"Фильмы, которые ему принесли европейскую славу, он делал в самые трудные для Таджикистана годы, - говорит наставник. - Тогда даже короткометражку было трудно снять, а он в годы гражданской войны снимал мастерские игровые картины. Это было немыслимо! Там же стреляли, где он делал картины!"

По мнению Давлата Худоназарова, его бывший воспитанник был последним советским режиссером Таджикистана.

"Все, что делал Бахтиёр, он делал в то время, когда таджикское кино развивалось, - говорит Давлат Худоназаров. – Фильмы Бахтиёра – финальная часть того периода в таджикском кино, который закончился гражданской войной. Дальше началось другое время".

Работал под обстрелами

Продюсер Рушт Руштов работал с Бахтиёром почти на всех его фильмах. Работать с Худойназаровым, по словам продюсера, было трудно, порой невозможно, но всегда интересно.

"Бахтик постоянно и сам работал, и другим не давал отдохнуть, - вспоминает Руштов. - Если он за что-то брался, то всегда доводил до конца. Иногда бывало так: мы готовим съемочный объект, вот-вот начнутся съемки. Но Бахтиёр вдруг говорит: "Сегодня не снимаем. У нас не получится". А мы уже все заказали! Съемочную технику, на вертолете из Ташкента прилетели актеры-кинозвезды. И тут выясняется, что у нас срывается съемочный день".

Речь идет о картине 1991 года "Лунный папа" - уникальном опыте кинематографического сотрудничества. В этом фильме играла Чулпан Хаматова, Николай Фоменко, немецкая суперзвезда Мориц Бляйбтрой. Продюсеры из Европы возмутились. Съемочный день начался. Но через полчаса началась гроза, перешедшая в бурю. Худойназароову и Руштову пришлось нырять за камерой в бушующие потоки воды.

"Бахтик любого мог довести до белого каления, - вспоминает Руштов. – Хотя он был очень добрым человеком. Но он все время импровизировал, хотел чего-то, чего не было в сценарии. Остальным членам съемочной группы приходилось находить выход из ситуаций прямо на месте. Но вся злость проходила, когда фильм выходил на киноэкран. Там было просто волшебство".

Руштов вспоминает, что познакомился с Худойназаровым на съемках фильма "Братан". Тогда съемочная группа под руководством дебютанта угробила дорогую камеру, единственную в республике.

Кадр из кинофильма Судьба поэта - Sputnik Таджикистан
"Я встретил девушку" и "Судьба поэта": таджикские киношедевры в Москве

"Так мы и познакомились, - вспоминает Руштов. – Но потом после того, как фильм вышел на экраны, посыпались призы. А с 1990 года, с фильма "Кош ба кош" мы стали постоянно работать вместе".

За время съемок группа Бахтиера Худойназарова трижды попадала под обстрелы.

"В первый раз это случилось в самом начале гражданской войны на проекте "Кош ба кош", - вспоминает продюсер. -  На той улице, где мы снимали, началась стрельба. Во время съемок в Ходженте "Лунного папы" в Таджикистан захотел войти полковник Худойбердиев, и нас опять обстреляли. В третий раз это повторилось двадцать лет спустя. Мы снимали картину "В ожидании моря" в Казахстане. И к нам пришли вооруженные люди с "зоны". Прошли через нашу площадку. Ни разу не было, чтобы все было гладко. Бахтиёр не раз говорил, что если умрет, то на площадке, с камерой в руках".  

Бахтиёр (Бахтик) Худойназаров, всемирно знаменитый режиссер из Таджикистана, умер в апреле 2015 года в Берлине, не дожив месяца до своего пятидесятилетия.

Лента новостей
0