Двадцать девятого мая известному режиссеру Бахтиёру Худойназарову исполнилось бы 54 года.
Программный директор фестиваля "Кинотавр" Ситора Алиева напомнила, какой большой вклад этот талантливый человек внес в развитие таджикского и российского кинематографа.
"Бахтиёр ворвался в европейский кинематограф неожиданно и яростно, конечно, благодаря первому дебютному фильму "Братан". После показа на Московском кинофестивале 1991 года он был приглашен на сотни фестивалей мира", - рассказала она Sputnik Таджикистан.
Получение главных призов на таких серьезных площадках, как Турин, Мангейм, Нант, Ротердам, конечно, дали старт коммерческой жизни самого фильма, а также дали возможность Бахтиёру попасть в список серьезного режиссерского европейского агентства.
"Это было новое время, новая энергия из абсолютно далекой малоизвестной для европейского зрителя страны. Вся его дальнейшая биография сложилась благодаря вкусу, усилиям и большому влиянию Марко Мюллера, известного директора таких больших площадок, как Локарно, Венеция, Пинъяо. Этот человек сыграл одну из ключевых ролей в жизни Бахтияра, потому что я помогла ему сделать только самый первый шаг", - пояснила Алиева.
После премьеры "Братана" Худойназаровым заинтересовался серьезный продюсер Карл Баумгартен. Следующий фильм "Кош ба кош" не просто выстрелил, но и получил Серебряного льва на Венецианском кинофестивале.
По словам Алиевой, даже спустя столько лет, картины Худойназарова заслуживают внимания, особенно молодого поколения зрителей в Таджикистане. Его фильмы нужно смотреть не на ноутбуке, а именно на большом экране, чтобы прочувствовать весь дух и атмосферу киноленты и понять задумку режиссера.
"Мне кажется, Бахтиёр – тот самый режиссер, после распада СССР ставший единственной фигурой, который смог сдвинуть интерес. Это был первый шаг, определяющий дальнейшие круги на воде, который сделал как раз Бахтиёр своим творчеством – свободным, неожиданным, экстраординарным", - добавила она.
Алиева подчеркнула, что еще никому не удалось добиться такой значимой награды, как Серебряный лев.
"Он навсегда останется у нас в памяти как режиссер, открывший двери очень многим кинематографистам не только из Таджикистана, но и из стран Центральной Азии. Этот тот самый случай, когда один фильм может изменить жизнь и судьбу человека", - подытожила Ситора Алиева.