На прошедшем форуме "Сугд-2019" в Худжанде одной из главных тем обсуждения стали перспективы аграрного бизнеса в Таджикистане. Эксперт в сфере торговли и логистики и директор проекта глобального развития DAI Парвиз Камолиддинов, рассказал о больших возможностях таджикской продукции на рынках и Европы, и стран Южной и Восточной Азии.
Так, казахские транспортные компании готовы напрямую вести таджикскую черешню в Гонконг, где розничная цена за килограмм этих ягод достигает 30 долларов - это в тридцать раз дороже, чем в самом Таджикистане. Проблема в том, что фрукты не всегда успевают доехать даже до аэропорта.
"Порой дорога в 650 километров занимает 4 дня. Это требует очень больших усилий. С одной стороны, когда мы впервые отправляли продукты в Европу, были очень рады. С другой - были немного разочарованы, видя, сколько это занимает. Если не соблюдать температурный режим в грузовике, то это гигантские убытки для скоропортящихся фруктов. Оказалось, больше проблем не вне страны, а внутри. И мы должны над ними работать", - пояснил Парвиз Камолиддинов.
Почему таджикские фрукты до сих пор не покорили российский рынок
По его словам, развитию бизнеса препятствует и политический момент. Так, несколько лет назад афганские и таджикские предприниматели не смогли организовать транспортный коридор в Южную Азию, так как для этого требовалось поддержка Пакистана, который наотрез отказался сотрудничать с Индией по данному проекту.