Ученые нашли способ победить рак

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкСотрудники лаборатории в Нанкине, архивное фото
Сотрудники лаборатории в Нанкине, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые пришли к выводу, что с раком можно бороться, искусственно "состаривая" опухолевые клетки. Сейчас специалисты ищут вещества, которые могут это сделать

ДУШАНБЕ, 12 июл — Sputnik. Биологи из МГУ выяснили, как можно поменять структуру ядра раковых клеток таким образом, что они начнут очень быстро стареть, сообщают исследователи в журнале Frontiers in Genetics.

Ученые придумали, как замедлить их размножение и предотвратить появление метастаз при удалении опухоли.

"В этой работе мы стремились понять, каким образом изменение активности ядерной оболочки приводит к преждевременному старению, а также выяснить, не окажутся ли сходные механизмы причиной естественного процесса дряхления тела человека", – рассказал Игорь Киреев из НИИ физико-химической биологии при МГУ.

Геном человека и других животных содержит в себе огромное количество "инструкций", управляющих работой организма во время роста, нормальной жизнедеятельности и старения. Считается, что изучение генетических механизмов, включающихся во время старости, поможет продлить жизнь и молодость.

Коктейли, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые назвали напитки, которые провоцируют рак

За последние два десятилетия ученые выделили множество генов, отвечающих за эти процессы, однако ни один из них не подходит на роль главного "гена старости" или "вечной молодости".

С другой стороны, генетики нашли несколько десятков мутаций в разных критически важных генах, заставляющих тело человека или животных стареть в десятки раз быстрее нормы.

Ученые назвали напитки, которые провоцируют рак

Самый яркий пример этого – прогерия, крайне редкая генетическая болезнь, чьи носители редко доживают до десяти лет. Она возникает в результате появления мутации длиной всего в одну "букву"-нуклеотид в гене LMNA, играющем важную роль в процессе деления клетки и в обеспечении стабильности ее ядра.

Как объясняют Киреев и его коллеги, он отвечает за сборку так называемой ламины. Она представляет собой особый белковый каркас, жесткую сеть из соединенных друг с другом белковых волокон трех разных типов.

Мясная продукция на прилавке - Sputnik Таджикистан
Ученые назвали продукты, вызывающие рак кишечника
Они соединяются с нитями ДНК и с внутренним слоем молекул в оболочке ядра, скрепляя их между собой и укладывая геном внутри него особым образом.
Зачем клетка строит подобные "заборы" внутри своего ядра, биологи пока не знают.

Они пытаются найти ответ на этот вопрос и раскрыть тайну развития прогерии, изучая то, как меняется структура и функции ее белков при повреждении LMNA и ряда других генов, связанных с формированием ламины.

Ученые назвали самые распространенные причины развития рака

К примеру, молекулярные биологи из МГУ уже достаточно давно пытаются понять, почему некоторые мутации в LMNA заставляют клетку вырабатывать большие количества прогерина – укороченную версию ламина А, основного компонента белковых "заборов" внутри ядра.

Его накопление в клетке ведет к резкому ускорению в скорости появления новых мутаций, разрывов и прочих повреждений ДНК, что в конечном итоге заставляет клетку преждевременно постареть.

Анализируя результаты экспериментов, ученые заметили несколько интересных свойств у этого белка, которые одновременно указывают на связь между прогерией и "нормальным" старением, и позволяют использовать подобные процессы с пользой для человека.

В лаборатории. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые РФ в шаге от революции в лечении всех видов рака

В частности, ученые заметили, что прогерин накапливается и в клетках здоровых людей при наступлении старости или после облучения ионизирующим излучением. Подобные тельца, по словам биологов, очень похожи по своему облику и структуре на клетки носителей прогерии.

Ученые разработали новый метод обнаружения рака кожи

Вдобавок, накопление этого белка и в тех, и в других клетках приводит к укорочению теломер – концевых участков хромосом, одних из главных индикаторов возраста человека. Эта идея натолкнула ученых на мысль, что повреждение LMNA приводит к ускорению "нормального" старения, а не к развитию похожих, но совсем других по своей природе процессов.

В пользу этого говорит то, что подавление производства прогерина приводило к омоложению подобных клеток, в том числе удлинению теломер, замедлению накопления мутаций в ДНК и прочим благотворным последствиям.

Ученые назвали продукты, вызывающие рак кишечника

Принудительная активация его производства, в свою очередь, еще сильнее ускоряла старение. Что самое интересное, носители прогерии фактически никогда не страдают от рака, несмотря на то что вероятность заполучить опухоль обычно резко вырастает в преклонные годы жизни из-за накопления большого числа поломок в ДНК и укорочения теломер.

В лаборатории. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые нашли способ повысить эффективность химиотерапии в лечении рака

Как предполагают исследователи, это связано с тем, что прогерин мешает раковым клеткам удлинять теломеры и максимально быстро делиться, а также то, что большие количества ламина, прогерина и других компонентов белкового "забора" делают ядро более жестким. Это будет мешать клеткам "сбегать" из опухоли и формировать метастазы.

С другой стороны, многие злокачественные опухоли обладают одной общей особенностью – производство ламина в них или полностью отключено, или заметно уменьшено. Это наблюдение натолкнуло ученых на мысль, что с раком можно бороться, искусственно "состаривая" опухолевые клетки.

Ученые нашли способ повысить эффективность химиотерапии в лечении рака

Сейчас российские биоинформатики пытаются найти такие вещества, которые бы блокировали превращение "заготовок" ламина в нормальную версию этого белка. Его накопление в клетке, как надеются ученые, замедлит рост рака и упростит жизнь врачам.