Среди идолов и серебра: что посмотреть на афганской выставке в Музее Востока

Подписаться на
Yandex newsTelegram
В стенах московского музея представили уникальную коллекцию предметов, посвященных культуре и быту малых народов Гиндукуша и Памира

Государственный музей Востока открыл выставку "В тени вершин: горные народы Афганистана", которая будет доступна для посетителей с 15 августа по 4 ноября 2019 года. В состав экспозиции вошли как предметы из собрания музея, так и из частных коллекций российских исследователей. 

Горный комплекс Чилдухтарон (Сорок девушек) - Sputnik Таджикистан
Сорок девушек, защитивших Таджикистан от Чингисхана, и другие легенды края

Первый зал выставки посвящен пуштунам и таджикам – крупнейшим народам Афганистана, веками вбиравшими в себя культуру малых этнических групп. Пуштуны издревле занимались скотоводством, кочуя и воюя на огромной территории от Ирана до Индии, а вот таджики были скорее городскими жителями, занимавшимися земледелием.

Во втором зале представлен быт дардских, нуристанских и ваханских народов, потомков первых людей, заселивших предгорья Гиндукуша много столетий назад. В прежние времена окрестные мусульмане именовали район их проживания Кафиристаном, что значит "страна неверных". Название такое неслучайно - предки современных нуристанцев дольше остальных придерживались языческих верований, сохранив их вплоть до конца XIX века. 

Разница в вере, языках, особенностях ведения хозяйства и местах проживания определила различия культуры и быта равнинной и горной части Афганистана. Так, обилие хвойных пород деревьев вокруг позволило развивать ремесла и заниматься изготовлением резной мебели, нехарактерной для пуштунов и таджиков, живших ниже.

Ленин, Рудаки и герои Шахнаме - работы мастера Сироджиддина Нуритдинова

В отличие от ворсового ткачества жителей равнин, в высокогорных районах Памира и Гиндукуша предпочитают технологию безворсового плетения из шерсти козы и яка. Различие заметно и в выборе цвета: пестрота одежды нуристанцев, так же как и жителей высокогорных районов Таджикистана, резко контрастирует с однотонными, спокойными цветами традиционного костюма пуштунов и афганских таджиков.

Особого внимания заслуживает наследие языческих времен Кафиристана - небольшие деревянные "идолы", вообще нехарактерные для исламской культуры афганцев. Вырезанные из дерева фигуры устанавливали на кладбище спустя год после похорон, это были мемориальные изображения покойников, обладавших высоким статусом. Фигурки поменьше выполняли охранную функцию, их ставили на перекрестках дорог, границах полей и деревень.

Ранее утро в стенах Розовой мечети Шираза. Ни шума, ни туристических групп - Sputnik Таджикистан
Край поэтов, мечетей и роз: следы персидской культуры от Каспия до Памира

К сожалению, после военной экспедиции кабульского эмира в глубь афганского Гиндукуша в 1895 году эта примечательная традиция, как и многие другие языческие обычаи, практически ушла в прошлое.

Сегодня люди на Западе очень немного знают о культурном многообразии Афганистана. Удивляться нечему: последние 30 лет в СМИ постоянно говорят о терроризме и наркотрафике в стране и никогда об ее искусстве и ремесленных традициях. Именно поэтому посол Афганистана в России Мохаммад Латиф Баханд на открытии выставки отметил, как важно знакомить людей с культурным богатством горских народов и рассеивать стереотипы об Афганистане исключительно как стране вечной войны.

© Sputnik / Стас ЭтвешВ московском Музее Востока открылась выставка "В тени вершин", посвященная быту и культуре горных народов Афганистана
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
1/12
В московском Музее Востока открылась выставка "В тени вершин", посвященная быту и культуре горных народов Афганистана
© Sputnik / Стас ЭтвешОдин из залов рассказывает о таджиках и пуштунах - крупнейших народах Афганистана. Пуштуны издревле занимались скотоводством, кочуя и воюя на огромной территории от Ирана до Индии. Таджики были больше городскими жителями, занимавшимися земледелием. Лишь природные преграды замедляли масштабное распространение их языка и культуры.
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
2/12
Один из залов рассказывает о таджиках и пуштунах - крупнейших народах Афганистана. Пуштуны издревле занимались скотоводством, кочуя и воюя на огромной территории от Ирана до Индии. Таджики были больше городскими жителями, занимавшимися земледелием. Лишь природные преграды замедляли масштабное распространение их языка и культуры.
© Sputnik / Стас ЭтвешА во втором зале представлены посуда, одежда и предметы искусства дардских и нуристанских народов. В России о них знают немногие, хотя именно эти этносы первыми заселяли район Пригиндукушья и очень долго сохраняли свои особенные языческие верования.

В прежние времена соседи-мусульмане именовали область их проживания "страной неверных" - Кафиристаном. А знаменитый путешественник Марко Поло описывал их так: "народ идолопоклонников, молятся идолам, цветом черны, знают много заговоров и колдовства".
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
3/12
А во втором зале представлены посуда, одежда и предметы искусства дардских и нуристанских народов. В России о них знают немногие, хотя именно эти этносы первыми заселяли район Пригиндукушья и очень долго сохраняли свои особенные языческие верования.

В прежние времена соседи-мусульмане именовали область их проживания "страной неверных" - Кафиристаном. А знаменитый путешественник Марко Поло описывал их так: "народ идолопоклонников, молятся идолам, цветом черны, знают много заговоров и колдовства".
© Sputnik / Стас ЭтвешПестрота одежды нуристанцев, также как и жителей высокогорных районов Таджикистана, резко контрастирует с однотонными, спокойными цветами традиционного костюма пуштунов и афганских таджиков
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
4/12
Пестрота одежды нуристанцев, также как и жителей высокогорных районов Таджикистана, резко контрастирует с однотонными, спокойными цветами традиционного костюма пуштунов и афганских таджиков
© Sputnik / Стас ЭтвешДа и в целом быт горного региона на востоке сильно отличается от происходящего на равнинных областях Афганистана. Обилие дерева хвойных пород определило развитие ремесел, в частности изготовления красивой резной мебели.

Что касается изготовления тканей и ковров, то здесь таджики и пуштуны предпочитают ворсовое ткачество, тогда как горцы используют безворсовое плетение из шерсти козы.
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
5/12
Да и в целом быт горного региона на востоке сильно отличается от происходящего на равнинных областях Афганистана. Обилие дерева хвойных пород определило развитие ремесел, в частности изготовления красивой резной мебели.

Что касается изготовления тканей и ковров, то здесь таджики и пуштуны предпочитают ворсовое ткачество, тогда как горцы используют безворсовое плетение из шерсти козы.
© Sputnik / Стас ЭтвешПомимо одежды и утвари, на выставке представлены редкие экземпляры холодного оружия. К примеру, эта сабля-пулвар, сделанная пуштунскими мастерами в середине XIX века
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
6/12
Помимо одежды и утвари, на выставке представлены редкие экземпляры холодного оружия. К примеру, эта сабля-пулвар, сделанная пуштунскими мастерами в середине XIX века
© Sputnik / Стас ЭтвешНо все-таки особое внимание гостей музея привлекает не одежда и оружие, а коллекция традиционных афганских украшений. Местные ювелиры издавна создавали их в различных стилях, характерных как для народов Центральной Азии, так и для кочевых племен Афганистана и Западной Индии.
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
7/12
Но все-таки особое внимание гостей музея привлекает не одежда и оружие, а коллекция традиционных афганских украшений. Местные ювелиры издавна создавали их в различных стилях, характерных как для народов Центральной Азии, так и для кочевых племен Афганистана и Западной Индии.
© Sputnik / Стас ЭтвешОсобенно изящно и ярко выглядят женские украшения пуштунского племени вазири, проживающего на афгано-пакистанской границе. Они состоят из множества скрепленных между собой металлических элементов и могут быть немалой длины и веса. Между подвесками обычно продевается нить из цветного бисера, причем пуштуны предпочитают бисер голубых оттенков.
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
8/12
Особенно изящно и ярко выглядят женские украшения пуштунского племени вазири, проживающего на афгано-пакистанской границе. Они состоят из множества скрепленных между собой металлических элементов и могут быть немалой длины и веса. Между подвесками обычно продевается нить из цветного бисера, причем пуштуны предпочитают бисер голубых оттенков.
© Sputnik / Стас ЭтвешОсобый вид украшения представляют собой такие вот витые шейные украшения - гривны. Подобные изделия существовали задолго до нашей эры на территории современного Ирана и Афганистана и были, по-видимому, связаны с культом Луны. Изначально выполнявшиеся из серебра как статусные атрибуты семьи вождя они потеряли свое значение к XX веку.
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
9/12
Особый вид украшения представляют собой такие вот витые шейные украшения - гривны. Подобные изделия существовали задолго до нашей эры на территории современного Ирана и Афганистана и были, по-видимому, связаны с культом Луны. Изначально выполнявшиеся из серебра как статусные атрибуты семьи вождя они потеряли свое значение к XX веку.
© Sputnik / Стас ЭтвешОтдельного упоминания заслуживают вот такие "идолы" Кафиристана, вообще нехарактерные для афганского искусства. Вырезанные из дерева фигуры ставили на перекрестках дорог, границах полей и деревень в качестве своеобразных "охранников".

Более крупные фигуры устанавливали на кладбище спустя год после похорон: это были мемориальные изображения покойников, обладавших высоким статусом. Увы, после военной экспедиции кабульского эмира в 1895 году в афганский Гиндукуш эта примечательная традиция ушла в прошлое.
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
10/12
Отдельного упоминания заслуживают вот такие "идолы" Кафиристана, вообще нехарактерные для афганского искусства. Вырезанные из дерева фигуры ставили на перекрестках дорог, границах полей и деревень в качестве своеобразных "охранников".

Более крупные фигуры устанавливали на кладбище спустя год после похорон: это были мемориальные изображения покойников, обладавших высоким статусом. Увы, после военной экспедиции кабульского эмира в 1895 году в афганский Гиндукуш эта примечательная традиция ушла в прошлое.
© Sputnik / Стас ЭтвешЧасть экспонатов для выставки была куплена в торговых лавках или у частных лиц, но многие вещи были безвозмездно предоставлены для выставочных целей самими жителями горных районов. Просто для того, чтобы о них, малых народах, узнало как можно больше людей за пределами Афганистана.

По словам одного из коллекционеров и антрополога Святослава Каверина, малые народы очень обеспокоены выживанием собственной культуры и хочется верить, что эта выставка станет мостиком к их процветанию.
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
11/12
Часть экспонатов для выставки была куплена в торговых лавках или у частных лиц, но многие вещи были безвозмездно предоставлены для выставочных целей самими жителями горных районов. Просто для того, чтобы о них, малых народах, узнало как можно больше людей за пределами Афганистана.

По словам одного из коллекционеров и антрополога Святослава Каверина, малые народы очень обеспокоены выживанием собственной культуры и хочется верить, что эта выставка станет мостиком к их процветанию.
© Sputnik / Стас ЭтвешНа открытии выставки, среди прочих гостей присутствовал посол Афганистана в России Мохаммад Латиф Баханд, который отметил, как важно знакомить людей с богатством культуры горских народов и рассеивать стереотипы об Афганистане исключительно, как стране вечной войны.
В московском Музее Востока открылась выставка В тени вершин - Sputnik Таджикистан
12/12
На открытии выставки, среди прочих гостей присутствовал посол Афганистана в России Мохаммад Латиф Баханд, который отметил, как важно знакомить людей с богатством культуры горских народов и рассеивать стереотипы об Афганистане исключительно, как стране вечной войны.
Лента новостей
0