ДУШАНБЕ, 10 сен - Sputnik. Вся Азия и Африка с ее колоритом, сочными цветами и уникальным искусством собрана в одном месте - в Государственном музее Востока. Центральной Азии, сердцу большого континента, среди всех этих красок принадлежит особое место. Атмосфера городских базаров и уют горных кишлаков ощущается сразу, как только заходишь в просторный зал.
Здесь есть все: от ювелирных украшений до керамики, созданной мастерами и мастерицами из разных уголков большого региона. И Таджикистан – ключевая часть экспозиции.
Специальную экскурсию по залам Музея Востока для Sputnik Таджикистан провела заведующая отделом искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Екатерина Ермакова.
По ее словам, самые ценные и необычные экспонаты коллекции были собраны еще в довоенное время, в основном по итогам крупных этнографических и археологических экспедиций.
"Особенно крупные коллекции оказались в музее в результате экспедиций 1930-х годов, казалось бы, самых трудных в истории страны", – сообщает специалист.
Народное искусство Таджикистана в собрании музея многогранно: оно представлено различными локальными центрами - как городскими (Куляб, Истаравшан), так и региональными (Памир, Согдийская область).
Каждому региону присущи уникальные черты, и в то же время все регионы связывает необычайный уровень мастерства авторов изделий, будь то сережек из белого серебра или вязаных элементов одежды.
Руйбанд, чакан и сюзане
Центральное место в экспозиции занимает руйбанд – лицевая завеса, которую надевали памирские невесты на свадебных церемониях. Ее орнаменты вызывают ассоциации с праславянскими узорами, и это неслучайно, ведь таджиков и русских объединяют общие индоевропейские корни и символы, например, Древо жизни, Солнце или весенние цветы.
Рядом с руйбандом висят образцы традиционной женской одежды, вышитые согдийскими мастерицами специальным методом "сузани". Таким узором вышивают традиционные женские платья – чаканы.
"Я, разбираясь в вязании, не всегда могу понять, как это связано", – признается Ермакова, рассказывая о различных видах традиционной ткани.
Таджикская керамика и игрушки
Необычайно интересна и керамическая посуда, сохранившая многовековые традиции изготовления. По словам Ермаковой, в музее представлен уникальный образец лепной женской керамики, которая произведена без гончарного круга.
Способ ее создания не изменился с каменного века: форма для сосуда собиралась специальными валиками, а сами изделия обжигали на костре без использования печей. Украшали и раскрашивали сосуды также вручную: на узорах можно заметить отпечатки женских пальцев.
"Изготовление керамической посуды считалось магическим ритуалом: не подпускали ни мужчин, ни чужих людей", – рассказала специалист.
Многие экспонаты кажутся крайне древними и архаичными, однако зачастую они изготавливались в 19-20-х веках. Например, игрушки. Их лепкой занимались пожилые мастера, которым трудно было изготавливать крупные изделия.
Причудливые игрушки на витрине изготовлены для ярмарки на Навруз мастером Гафуром Халиловым из Ура-Тюбе (ныне Истаравшан). Мифические существа вызывают различные ассоциации и даже в какой-то степени пугают. Например, одна из игрушек – это козлик, при виде которого вспоминается традиционное поверье: если встретишь на перекрестке дорог козла – значит, встретил Шайтана.
Спрос на искусство растет
По словам Ермаковой, сейчас в республиках Центральной Азии искусство стремительно развивается. С одной стороны, утратилась необходимость в народном ремесле, используемом в быту, ведь, по мнению специалиста, "сейчас таджики вряд ли закажут себе на свадьбу дорогую вышивку или лицевую завесу".
С другой стороны, в центральноазиатских странах возникла потребность в сувенирной промышленности и в высокохудожественных вещах, а народное искусство не может не доставлять эстетического наслаждения.
"И хотя в музеях Таджикистана, Узбекистана очень хорошие коллекции, готовые поспорить с нашими, но приходящим к нам гостям из Центральной Азии приятно увидеть в центре Москвы свое, да еще и такое хорошее", – поделилась Ермакова.