ДУШАНБЕ, 15 ноя – Sputnik. Тренеру по легкой атлетике, преподавателю Таджикского института физкультуры Тулабою Худойбердиеву 15 ноября исполняется 80 лет.
Sputnik Таджикистан расскажет о человеке, который стал первым тренером таджикских метателей молота Андрея Абдувалиева и Дильшода Назарова.
- Тулайбой Ходжакулович, расскажите о себе.
- Я родился в 1939 году в Узбекистане. На учебу в Душанбинский педагогический университет на факультет физвоспитания приехал в 1958 году. После его окончания в 1963-м пять лет проработал в техникуме физкультуры, затем восемь лет в спортинтернате, там же и познакомился с Андреем Абдувалиевым. Взял под свою опеку его с 5 класса и проработал с ним до 1982 года.
Таджикистанцы вошли в пятерку лучших легкоатлетов на стартах в Китае
После спортинтерната перешел в институт физической культуры в 1992 году. С 2005-го по 2007-й работал в Иране тренером по метанию молота и подготовил рекордсмена Ирана Метхи Асади, чемпиона среди юниоров Хусейна Асади, а также Худжата Рамазони, который занял первое место на чемпионате мира среди школьников. Сейчас у меня тоже есть ученики, занимаюсь с талантливой молодежью, надеюсь, в будущем они смогут проявить себя.
- А когда вы специализировались на силовых видах?
- Это началось в 1975 году с Андреем Абдувалиевым. Сначала хотел ему диск дать. Но на спартакиаде школьников было метание молота, а у нас команды по этому виду не существовало. Поэтому мне сказали: "Подготовьте этого мальчика, иначе не будете работать в спортинтернате". Я взялся за это дело, и с тех пор не расстаюсь с силовыми видами. Был у меня еще один ученик – Руслан Дикий, чемпион Европы среди юниоров, занимался с ним с 1977 года. Сейчас он проживает в Беларуси.
- Что можете сказать про Дилшода Назарова?
- Дилшод был моим соседом. Его мать однажды сказала мне: "Возьмите моего сына, его тренер уехал в Москву и Дилшод остался без наставника". Это было в 1993 году. Я посмотрел на него и сказал: "Если ты от чистого сердца влюбишься в этот вид, я тебя возьму". Проработал с ним до 1998 года, ушел он от меня уже сформировавшимся спортсменом – метал под 60 м.
Таджикские легкоатлеты попали в новую систему мировых рейтингов
Сейчас Назаров – наша главная звезда, завоевавшая немало наград на мировом уровне. При этом он еще и чиновник, замглавы Комитета по спорту и молодежи. Еще и глава Федерации легкой атлетики РТ.
- Какие сейчас существуют проблемы в подготовке кадров?
- Кроме проблем у нас мало что есть, наверное. Например, не хватает инвентаря. А также экипировки.
- А как насчет зала?
Дильшода Назарова избрали главой Федерации легкой атлетики Центральной Азии
- О, это еще одна большая проблема! Вот наш зал (показывает на вагон неподалеку - прим.ред.) – и гимнастический, и легкоатлетический, и инвентарный, и раздевалка. Кстати, его мне подарил Андрей Абдувалиев, когда уезжал.
- Вы работали в Иране два года. Можете сравнить наше отношение к спорту и иранцев?
- У них очень большой расход денег на спорт. Приглашают очень много заграничных тренеров. Например, по метанию молота тренерами были я и украинец, по толканию ядра - москвич. И зарубежные тренеры дают результат, ведь там тренер - свободный человек. У меня здесь уроки, потом в другое место бегу. Давали бы тренерам хорошую зарплату, чтобы они в одном месте работали - так тренировать было бы намного легче и успешнее.
- Чего никогда не простите своим подопечным?
- Я никогда сам не опаздываю на тренировку и не прощаю нарушителей. Поэтому к подопечными отношусь очень жестко, и они меня, наверное, недолюбливают. Про себя как про тирана от них не слышал, но между собой они, может быть, так и думают (смеется).