ДУШАНБЕ, 6 фев — Sputnik. Мэрия Душанбе объявила о запуске в пилотном режиме проекта по организации платной парковки в Душанбе.
Рустам Эмомали уже дал поручения по созданию отдельных организованных платных мест для транспорта, а также по установке камер наблюдения на улицах и дорогах столицы.
Мера для Таджикистана необычная, потому что автовладельцы привыкли парковать свой транспорт в любом свободном месте совершенно бесплатно.
Даже в столице единственным исключением является парковочная зона у пассажирского терминала аэропорта.
Пока точно неизвестно расположение зон платной парковки, можно предположить, что оно коснется центральных площадей, парков и прилегающих улиц в самом центре города. Скажем, у площади Дусти, на улице Шотемура и проспекте Рудаки.
Для обычных граждан это не самая большая проблема – скорее всего, на парковках будет введено временное ограничение 10–15 минут, в течение которого плата взиматься не будет.
В Душанбе водителей накажут за неправильную парковку во время намаза
Иная ситуация с таксистами, у которых вынужденный простой в ожидании клиента, чаще всего именно в центре города или у аэропорта, это неотъемлемая часть профессии. Для таксопарков решение мэрии может влететь в копеечку.
"Для таксиста, который до 10 раз в день может парковаться в центре, это, конечно, может быть накладно. Нужны особые разрешения, специально для таксистов, тогда будет порядок. Пока платные парковки только в аэропорту Душанбе. Но и здесь возникают проблемы - например, клиент стоит, а водитель не может его забрать. Таксистов это напрягает, они начинают возмущаться, конфликтовать с охраной", - поясняет Тахмина Бахронова, директор столичного Atlas taxi.
Водителям приходится платить за сам въезд на территорию аэропорта, что совершенно не окупается, если поездка окажется короткой. И тут возникает вопрос, как будет организована парковка и озаботится ли мэрия Душанбе специальным правилами в интересах коммерческого транспорта.
"Сейчас поток машин в Душанбе становится все больше, парковка хаотичная, часто автомобиль свободно не поставишь. И таксисты, и обычные водители нормально отнесутся к платной парковке, если она будет понятно организована, если жители будут правильно информированы и стоимость будет умеренная", - подчеркивает Тахмина Бахронова.
Тут уместно вспомнить опыт России, где некоторым гражданам Таджикистана довелось работать таксистами.
С момента внедрения массовых парковок несколько лет назад и до недавнего времени водители таксопарков находились в довольно жестких условиях: количество парковочных мест было ограничено, плата взималась даже за минутную парковку, возможность парковки и на бесплатных местах и во дворах также была строго ограничена.
Особенно жесткими и всеобъемлющими эти правила были в Москве, где невозможно укрыться от бдительного ока фиксирующих камер.
Сколько миллионов долларов уйдет на реформу милиции в Таджикистане
У столичных властей был железный аргумент – сфера такси была не упорядочена и бесплатные парковки быстро становилирсь местом отстоя транспорта, что категорически не устраивало и мэрию, и жителей столицы.
Со временем в сфере коммерческих пассажирских перевозок удалось навести порядок, но таксистам от этого легче не стало. И лишь недавно московские власти предложили выход из ситуации.
"Мы предложили таксистам две вещи: готовы дальше развивать систему парковок исключительно для такси и даже отдавать им платные парковочные места, если в этом есть необходимость. Сейчас мы ждем от них предложений", - заявил в сентябре 2019-го глава департамента транспорта Максим Ликсутов.
Что касается платных парковочных мест, то система там будет примерно такая же, как в столичных аэропортах и на вокзалах: таксистам дадут возможность заезда на 5–10 минут с тем, чтобы они подождали клиента и уехали, не оплачивая.
Московский опыт внедрения парковок, где требования властей очень долго не сочетались с реальными нуждами рынка, мог бы очень пригодиться администрации Душанбе. И главное, чтобы мэрия, внедряя платные парковки и разрабатывая правила, не забыла учесть мнения тех, кто ими будет пользоваться.