Жертва коронавируса: таджикский бизнес несет потери из-за закрытых границ

© AFP 2021 / BANARAS KHANВодители грузовиков сидят на дороге возле закрытой ирано-пакистанской границы
Водители грузовиков сидят на дороге возле закрытой ирано-пакистанской границы - Sputnik Таджикистан
Для таджикских бизнесменов настали не лучшие времена - расходы растут, а прибыль тает из-за принятых мер против коронавируса

ДУШАНБЕ, 19 март - Sputnik. Хотя в Таджикистане еще не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом, первые жертвы пандемии в стране уже есть. Многие успешные предприниматели вынуждены прекратить работу и с горечью подсчитывать убытки.

Торговля овощами и фруктами, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Пиар для абрикоса: почему таджикские фрукты тяжело продать в Европе и Китае

Абдусамад Хаджиев уже семь лет успешно занимается перевозками. Вместе с коллегами он доставляет товары в Таджикистан из Ирана через Туркменистан, Азербайджан и Афганистан. Буквально месяц назад его партнеры даже не предполагали, что их расцветающему бизнесу так скоро и неожиданно придет конец. Всему виной - коронавирус, заставивший страны закрыть границы от надвигающейся эпидемии.

"В 2013 году один из друзей предложил мне привести товары из Ирана. Я согласился. Вскоре все пошло по маслу. Я нагружал фуры товарами из Тегерана, Исфахана, Шираза, Мешхеда, Горгана и других иранских городов и доставлял их в Худжанд через Туркменистан и Узбекистан", - рассказывает он.

Сначала Хаджиев импортировал полиэтиленовые мешки для цемента - в Иране они почти ничего не стоят, так как производятся из нефти. Позже он расширил ассортимент строительными материалами, добавив арматуру, железо и краски, и сельскохозяйственными товарами, включая ядохимикаты, пластик, корма для животных и другие. 

Руководитель Центра экономико-аналитических исследований и IT-технологий ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН Дмитрий Гордеев - Sputnik Таджикистан
Гордеев: вести бизнес пищевой промышленности в Таджикистане стало тяжелее

"В 2015-м мои фуры попали в "засаду" на границе с Туркменистаном. Пришлось менять маршрут. Я стал возить товары из Ирана в Узбекистан, а а оттуда реэкспортировать в Таджикистан. Конечно, это сказалось на тратах. Например, через Туркменистан я провозил 23 тонны за 3 000 долларов. Когда путь закрыли, расходы выросли до 15 000 долларов. Каждая тонна обходилась в 200 долларов, плюс налоги и таможенные сборы. Для сравнения, из иранского порта Бандар Аббас в Китай по водному пути каждая тонна обойдется всего в 24 доллара, а в Новороссийск - 19 долларов", - объясняет он.

И тем не менее, доход был, поэтому бизнесмен продолжал заниматься иностранными перевозками вплоть до февраля 2020 года.

"Когда в Иране была обнаружена инфекция, страны начали закрывать границы. Сначала Туркменистан, потом через месяц Азербайджан. Оставшиеся соседи стали поднимать цены за транзит, просили 6-8 тысяч долларов с грузовика. Конечно, тут никакой бизнес не выдержит. А теперь и вовсе путей нет, все закрыто", - сетует он.

Фуры на трассе, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Туркменистан отказывается пропускать таджикские фуры через границу

Коллеги советую присмотреться к маршруту через Афганистан, но Хаджиев не рассматривает этот вариант.

"Мы изучили этот маршрут. Сначала плата за грузовик до Душанбе была в районе 4 000 долларов, потом транспортные компании повысили ставку до 5,5 тысячи. А дальше плати еще тысячу, чтобы перебросить все в Худжанд. Мой товар с такими наценками станет "золотым". Но это не самое страшное. Хуже, что водители не берутся отвечать за сохранность товара, Афганистан же небезопасный. Страховка тоже не дает стопроцентных гарантий. Там как увидят, что это таджикский или даже американский и европейский груз, разорвут на части", - объясняет бизнесмен.

По его словам, была надежда перебросить товар из Ирана в "нейтральную зону", а оттуда довезти на туркменских или азербайджанских фурах. Однако никто не хочет рисковать - люди напуганы коронавирусом и боятся заразиться.

Контрольно-пропускной пункт на границе, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Последствия закрытия границ РФ для Таджикистана - мнения экспертов

"У нас было много проектов. Я договорился с китайскими предпринимателями об экспорте нефтепродуктов в Китай через Индийский океан, а тут этот вирус. Китайцы уехали, а я остался в Худжанде. Было еще несколько идей, но о них сейчас говорить бесполезно. Если бы правительство в нынешних условиях пошло нам навстречу и снизило таможенные сборы, я бы мог хотя бы попытаться продолжить работу. Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское", - улыбается он.

Последствия коронавируса: что будет с экономикой стран ЦА - видео

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский