ДУШАНБЕ, 20 мая - Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Таджикский художник Максуд Мирмухамедов пишет колоритные картины, отражающие азиатскую культуру. Он показывает работы на выставках и конкурсах, а также учит искусству подрастающее поколение в институте.
Зимой портретист уехал на Кипр, чтобы создать серию полотен в коллекцию местного музея. Из-за карантина путешествие затянулось, и художник переключился на тему коронавируса.
О профессии и вдохновении
Максуд родился в 1986 году в Худжанде в рабочей семье.
"Я рос во время развала советской империи. Время было трудное для всех, учитывая гражданскую войну, разруху и недостаток питания. Но мое детство все равно было интересным и счастливым. Нас росло трое в семье, и даже в трудное время мы находили маленькие радости", – вспоминает он.
Поскольку ребенок много времени бесцельно проводил в уличных играх, родители, желая направить энергию в хорошее русло, отдали его в художественную школу. Затем он поступил в художественное училище.
"Именно там я по-настоящему полюбил искусство. Это было самое светлое и насыщенное смыслом время. Помню, как в период сельскохозяйственной практики мы рисовали в часы отдыха. Писали этюды с натуры. Дальше я поступил в художественный институт родного Худжанда, со второго курса перевёлся в Душанбе – в Таджикский государственный институт искусств им. М. Турсунзаде. Самое главное, что мне запомнилось из студенчества, – опытные и душевные педагоги", – говорит художник.
Его первые темы – в основном портреты. Особенно он любил и любит писать женщин.
"Меня вдохновляют вечерние прогулки на природе, красивые женские образы, иногда музыка", – делится Мирмухамедов.
Уже в студенческие годы он начал показывать творчество публике. Участвовал в выставках для молодых художников в родном Худжанде и в столице. Закончив институт, начал представлять родной Таджикистан на международном уровне: ездил на художественные выставки в Россию, Туркменистан, Армению, Азербайджан. В 2014-м даже выиграл конкурс на лучший портрет Гейдара Алиева (азербайджанский президент с 1993 по 2003 годы).
Работа на берегу моря и землячка-сказочница
Несколько месяцев назад судьба забросила художника на Кипр. Талантливого мастера пригласили в резиденцию для людей искусства - пожить на берегу моря и написать картины для коллекции Музея современного искусства Кипра.
"Здесь отличный средиземноморский климат, хорошее питание, а также полное обеспечение первоклассными художественными материалами в светлых, специализированных мастерских. Есть возможность экспериментировать и пробовать писать в разной манере. Очень доброжелательное и теплое отношение к художникам, развитию их творчества", – рассказывает Мирмухамедов.
По условиям контракта, он должен был написать для музея пять картин.
Месяц назад Максуд написал портрет известной писательницы Марины Эйбрамс, которая издает книги о таджикской культуре. Случайно увидев её фото в соцсетях, он решил запечатлеть этот образ. Всего за три дня появилась картина "Сказочница Марина" – дама в пестром азиатском платье и тюбетейке держит в руках кукол в национальных нарядах. Женщина как будто готовится открыть зрителю нечто удивительное, таинственное.
"Играя в куклы, она понимает, что это не то время, когда она легко и беззаботно наслаждалась детскими играми. Теперь у дамы творческий поиск, освоение новых форм общения с читателями. На дальнем плане изображены солнце и луна. Значит, сказочница будет вести театральный спектакль с утра до вечера", – говорит автор.
Вскоре ему предложили остаться дольше, чтобы работать над новыми композициями.
"Увы, я был вынужден отказаться. Дело в том, что до отъезда я обследовался в московской клинике и планировал скорее вернуться. Узнав об этом, организаторы проекта предложили мне пройти бесплатное лечение на территории Кипра. Местные врачи провели обследование и назначили операцию. Все длилось четыре часа, и это время мои коллеги-художники ждали в коридоре клиники. К счастью, врачи удалили злокачественное новообразование, и сейчас я здоров. А благодаря друзьям-донорам в моих жилах теперь течет русская и казахская кровь", – рассказал художник.
Донести смысл и причины коронавируса через искусство
Сейчас Максуд продолжает жить на побережье Средиземного моря. Из-за восстановления после операции и закрытия авиасообщения он не успел вовремя улететь в Таджикистан.
"Мне повезло, что искусство является для меня не только трудом, но и большим увлечением в жизни. Можно сказать, моя профессия объединяет работу и хобби", – говорит художник.
Недавно он создал серию картин, посвященную самой актуальной теме, которая уже полгода будоражит мир. Он изобразил врачей и пациентов, которые борются с коронавирусом. По словам автора, он отразил смысл в символах. Так, на первом полотне изображен пациент.
"Он лежит на кровати таким образом, что создаётся полное ощущение, будто это ты ждёшь вердикта, сигнала. Загорится ли красная табличка? Что скажут проводники между этим миром и миром черной пустоты? Это первый этап – этап непонимания, страха того, что следующим будешь ты. Черная дверь означает вход в вечность, в мир тьмы и смерти. Красная табличка – вердикт, люди в масках – врачи. Это своего рода ожидание вынесения приговора: жить или...?" – объясняет художник.
Картина "Девочка и мишка" означает немой риторический вопрос взрослым.
"Мы – взрослые – несем ответственность за все происходящее в мире. Это мы лишили детей детства и обрекли их на смерть. Черная луна – око бездны. Это своеобразный немой крик природы, которая просит нас остановиться, одуматься и посмотреть на то, что мы творим. Маленькая девочка прижимает к себе игрушку. Она не бросила ее, не оставила без заботы. Она словно говорит ей: "Не бойся, я рядом. Мы вместе". В этой работе есть надежда, что мир изменится и изменит его эта девочка - образ нового поколения", – объясняет свою мысль автор.
Другая работа посвящена новому завтра. Это мир, где бумажные самолеты, словно птицы, парят в чистом голубом небе. Там нет места жестокости и ненависти. Там человек – не хозяин, а часть природы - его звено.
"С распространением инфекции во всем мире, мы – художники – продолжаем отражать борьбу с нею на своих полотнах, тем самым привнося новый взгляд на эту проблему", – заключает художник.