Настоящий детектив: как в Таджикистане нашли сокровища бактрийских царей
21:40 26.05.2020 (обновлено: 09:43 27.01.2022)
CC0 / Paul Hudson / Gold Heads from the Oxus treasureЗолотые головы из сокровища Оксуса
Подписаться
Мифические сокровища древних царств, скрытые в недрах таджикской и афганской земли, долгое время были красивой сказкой, ставшей явью только благодаря труду археологов и счастливому случаю
ДУШАНБЕ, 26 мая — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. "Бактрийский мираж" столетиями будоражил умы историков, археологов, писателей, а также субъектов более сомнительных профессий — мародеров, грабителей и всякого рода авантюристов.
Однако мифическое золото древних явило себя миру лишь благодаря сенсационным находкам конца XIX века и труду ученых в 1970-х на севере Афганистана и юге Таджикистана.
Обнаружение клада Окса, раскопки города Ай-Ханума и храма Тахти Сангин приоткрыли завесу тайны над историей загадочной Греко-Бактрии, в которой соединились две античные цивилизации — греческая и восточноиранская. А мы сегодня можем изучать наследие древних, сохранившиеся в драгоценных произведениях искусства и великолепных памятниках архитектуры.
Из логова бандитов к британским ученым
Увлекательная история клада Окса, также известного как Амударьинский клад, больше напоминает детектив в духе Артура Конан Дойла.
Началась она в 1877 году на юге Таджикистана, когда жители селения Кобадиан обнаружили на руинах старого городища у берега Вахша (по-гречески Окса) статуэтки и украшения из серебра и золота.
Недолго думая, местные жители продали драгоценности заезжим бухарским купцам, направлявшимся в Индию. А дальше сюжет детектива тесно переплетается со сказкой об Али-Бабе и сорока разбойниках.
В ущельях Афганистана на купцов напали грабители, забрали весь товар и, конечно же, драгоценный клад. Пока укрывшиеся в пещере разбойники считали добычу, один из спасшихся купцов добрался до английского резидента в Афганистане, капитана Френсиса Бартона. Бравый офицер и еще два солдата явились в пещеру ровно в тот момент, когда алчность разбойников обернулась трагедией, — не поделив награбленное, они начали резать друг друга.
Увидев вооруженных людей в пылу поножовщины, бандиты решили, что окружены, и сдались без сопротивления. Лишь нескольким из них — в том числе атаману шайки — удалось бежать и унести с собой часть клада. Остальные драгоценности капитан Бартон вернул купцам, получив в знак благодарности изящный золотой браслет.
© из архива М. МамадназароваЗолотые сокровища клада Окса
Золотые сокровища клада Окса
© из архива М. Мамадназарова
В свою очередь торговцы, справедливо опасаясь, что обладание древним золотом в следующий раз может стоить им жизни, поспешили скорее его продать. Так, через менял на базарах Индии клад попал в руки английского сотрудников британской администрации, затем — в собрание антиквара Огастуса Френкса, завещавшего их Британскому музею. Так артефакты, сменив почти десяток владельцев, стали достоянием науки, получив название "Сокровища Окса".
Любопытно взглянуть, что же представлял из себя знаменитый клад. Самое ценное в нем — образцы искусства ахеменидского Ирана и Малой Азии, бактрийские и сако-скифские предметы, литые фигурки жрецов, правителей, боевых колесниц, фантастических животных и персонажей, вышедших из недр восточноиранской мифологии.
Всего в состав драгоценного собрания входит около 180 золотых и серебряных изделий, а также порядка 500 монет, охватывающих период с VI до II вв. до н. э. Их чеканка, подобно сноскам на страницах книг, раскрывает важные детали древней истории Центральной Азии.
К примеру, на одной из монет клада было выбито имя бактрийского царя Вахшувара, переводимое как "охраняемый богом Вахша". Имя по-гречески звучит как Оксиарт — так звали бактрийского монарха, отца Роксаны, тестя Александра Македонского.
Следовательно, к 328 году до н. э. "Оксиарт-Вахшувар" владел землями от Гиссара на севере до Гиндукуша на юге. На юго-восточных склонах Гиссара в одном из горных ущелий и находилась скала Оксиарта, где по легенде произошла встреча Александра с Роксаной.
Завоевания Александра Македонского способствовали слиянию культур народов Средиземноморья, Ближнего Востока, Малой и Центральной Азии, породив особую греко-иранскую культуру, получившую название в науке "восточный эллинизм". После смерти полководца Центрально-Азиатский регион стал частью государства Селевкидов, а в III в. до н. э. бактрийский правитель Диодот положил начало почти двухвековому периоду существования самостоятельного государства Греко-Бактрии, органично сочетавшего достижения персидского Востока и греческого Запада.
Каменный трон Таджикистана
История о кладе Окса получила продолжение почти сто лет спустя. На юге Таджикистана в местности Тахти Сангин (Каменный трон), у слияния Вахша и Пянджа экспедиция под руководством известных археологов Бориса Литвинского и Игоря Пичикяна раскопала крупный храм огня IV в до н. э.
Все данные указывают на то, что в XIX веке сокровища были обнаружены именно в этом храме. Косвенно на это указывают и географические названия местности вокруг раскопок — Тахти Кубод, Кей-Кубод-шох, Кобадиан, логично наводя на мысль: а не здесь ли обитали прославленные иранские цари рода Кеянидов из Авесты, позже воспетые в "Шахнаме" великого Фирдоуси?
© из архива М. МамадназароваНаходки из слоновой кости в храме Тахти Сангин
Находки из слоновой кости в храме Тахти Сангин
© из архива М. Мамадназарова
Храм был возведен на месте древнего святилища, существовавшего еще до прихода Македонского в этот регион. Руководивший стройкой зодчий удачно сочетал элементы греческого стиля и восточную практику архитектуры. В частности, потолок комнат, где хранился священный огонь, подпирали классические античные колонны с нарядными капителями.
Внутри храма археологи обнаружили удивительно изящные резные изделия из слоновой кости: первый в Центральной Азии портрет Александра Македонского, рукоять сакского кинжала в виде головы орла и ножны, где в лучших традициях "звериного стиля" изображен лев, терзающий лань.
С высоким мастерством вырезана на кости так называемая Гиппокампеса: женщина со змеино-рыбьим хвостом, лошадиными ногами и крыльями птицы — греческая богиня, в бактрийской мифологии перевоплотившаяся в спутницу бога реки Окса.
В храме также был найден каменный алтарь с бронзовой скульптурой играющего на флейте божка Марсия. Как послание через века бактриец по имени Атросок ("горящий огнем") оставил на алтаре надпись на греческом языке: "По обету посвятил Атросок Оксу". Так бактрийский мифический хранитель Вахша слился с греческим Марсием.
© архив Британского музеяБронзовая фигура силена Марсия и морская нимфа Гипокампесса
Бронзовая фигура силена Марсия и морская нимфа Гипокампесса
© архив Британского музея
В схожем стиле были выполнены глиняные и алебастровые скульптуры: голова молодого человека из царского рода Селевкидов и голова бактрийского жреца.
Спустя тысячелетия замечательные шедевры соединились вновь на швейцарской земле. В 1989 году великолепные артефакты клада Окса из Британского музея и находки из храма в Тахти-Сангине были выставлены единой экспозицией в Музее Ритберга в Цюрихе, после чего одна коллекция вернулась на Запад, в Британский музей, а другая — на Восток, в Национальный музей древностей Таджикистана.
По следам эллинов
Еще одна не менее яркая находка была сделана на афганском берегу Пянджа в местности Ай-Ханум. Здесь французская археологическая экспедиция под руководством Поля Бернара с 1965 по 1978 год полностью раскопала греко-бактрийский город, возможно, таинственную Александрию на Оксе.
Ай-ханум был вторым по значению после столичного Балха (Бактры) городом греко-бактрийского царства, административным центром и столицей всей провинции. Отсюда контролировались восточные пределы Бактрии и богатые минералами горные копи Бадахшана, где добывали драгоценную ляпис-лазурь и благородную шпинель.
© из архива М. МамадназароваАй-Ханум: план и графическая реконструкция панорамы города
Ай-Ханум: план и графическая реконструкция панорамы города
© из архива М. Мамадназарова
Город имел выгодное расположение в форме треугольника, две стороны которого омываются реками Пяндж и Кокча, а третья прикрыта скальным массивом. На 60-метровой возвышенности стоял акрополь, где располагался военный гарнизон. Сердцем города был громадный квартал-дворец с массивным входом, а неподалеку находился мавзолей основателя города, гимнасий с бассейном, библиотека, сокровищница, бани и фонтан.
Между верхним и нижним городами на естественном рельефе, как полагается в греческих полисах, был устроен крупный театр с 35 ярусами сидений, вмещавших 6 тысяч зрителей.
Но чтобы лучше понять, каким был образ жизни греков-колонистов и местных бактрийцев, важно взглянуть на особенности жилой архитектуры, где отчетливо заметен особый, нехарактерный для эллинов стиль.
© из архива М. МамадназароваСравнение жилища в Ай-Хануме и традиционного памирского дома
Сравнение жилища в Ай-Хануме и традиционного памирского дома
© из архива М. Мамадназарова
Судя по всему, греки предпочитали для жизни бактрийский тип дома, построенный из блоков битой глины и сырцовых кирпичей, с расположенным с северной стороны передним двором. Здание имело плоскую кровлю и лишь над центральной частью замкнутого зала устраивался световой фонарь и светодымовой люк. Схожую структуру имеет памирский жилой дом, который как раз восходит к бактрийской архитектурной традиции.
Незабытое наследие древних
Во II в. до н. э. с территории нынешнего западного Китая в Центральную Азию хлынула волна ираноязычных кочевников — больших юеджи, или, как их еще называли, тохаров. Захватив Греко-Бактрию и Северную Индию, они основали Кушанское царство, успешно противостоящее Риму и Ирану.
Основной религией правящей верхушки кушан был буддизм, а потому в этот период на территории Центральной Азии строятся храмы, монастыри, ступы для реликвий Будды.
Греческий язык при кушанах вышел из широкого употребления, но он остался языком монетной эмиссии и повлиял на бактрийский, письменность которого основана на алфавите эллинов.
С уменьшением греческого господства в регионе начался мощный процесс возрождения местных культур, возвращение к древнему иранскому и скифскому искусству. Так, в найденном российским археологом В. Сарианиди царском некрополе Тилло-тепа (Золотой холм) в Афганистане обнаружено большое количество золотых изделий, где бактрийские и сакско-скифские элементы уже заметно преобладают над греческими.
В IV–V вв. античная цивилизация распадается, а влияние греческой культуры в Азии окончательно сходит на нет. Но, как справедливо пишет известный исследователь центральноазиатского искусства Г. А. Пугаченкова: вдохновения античности не угасают, и еще долго их отблески озаряют искусство последующих столетий.