По словам эксперта, Поднебесная всегда была заинтересована в наиболее быстрых и дешевых транспортных маршрутах в Европу. Северный путь, который идет в том числе через Россию и Казахстан, функционирует довольно успешно, но он более востребован для северных провинций КНР. Южное же направление ориентировано больше на Центральную Азию, Каспий, Кавказ и затем уже Европу.
"Южный коридор, как и проект TRACECA, имеет большее значение для регионального развития и укрепления торговых и транспортных взаимосвязей между Китаем, странами Центральной Азии и Кавказа. Новый открытый маршрут Ланьчжоу - Ташкент как раз вписывается в маршруты Южного коридора. Стоит сразу отметить, что этот путь из Китая в Узбекистан через Кыргызстан короче, чем маршрут через Хоргос (граница КНР и Казахстана), что позволит сэкономить до пяти дней на доставке, что существенно с точки зрения и оборота контейнеров и оборота денежных средств грузоотправителей", - поясняет эксперт в интервью Sputnik Узбекистан.
Она напомнила, что благодаря усилиям Узбекистана и Туркменистана построены железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад - Фараб, которые обеспечили странам Центральной Азии кратчайший выход на рынки Ближнего и Среднего Востока. В рамках Ашхабадского соглашения начато формирование субрегионального транспортного коридора Россия - Казахстан - Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман - Индия.
Паровоз под откос: почему в Афганистане до сих пор нет железных дорог
Также инициирован проект строительства железной дороги, которая соединит Китай и Узбекистан через территорию Киргизии. В 2019 году Кыргызстан предложил России принять участие в этом проекте маршрута из Китая в Узбекистан, который должен пройти по южной части республики, и далее эта магистраль должна соединить Китай с Узбекистаном и через Афганистан, Иран и Турцию - с Европой, это будет маршрут, альтернативный ТМТМ.
"Эта железная дорога придаст мощный толчок развитию взаимной торговли и росту притока инвестиций. Достигнуто будет это за счет создания новых, кратчайших трансконтинентальных коридоров: Китай - Центральная Азия - Кавказ - Европа и Китай - Центральная Азия - Афганистан - Иран, протяженность которых будет на 1000 км короче действующих (через Хоргос - 1292 км, через Достык - 1831 км)", — добавила Кириллова.
Свой интерес к проекту уже высказала и Россия. В развитии таких центрально-азиатских коридоров с выходом из Юго-Восточной Азии в страны ЕС у РФ есть свои перспективы для развития логистических сервисов и компаний. Это обеспечит прирост экспорта транспортных услуг и увеличит возможности участия российских компаний в работе международных транспортных рынков.