Забытые герои Великой Отечественной

© Sputnik  / Перейти в фотобанкСамолеты эскадрильи "Нормандия-Неман" идут на выполнение боевого задания. 1943 год.
Самолеты эскадрильи Нормандия-Неман идут на выполнение боевого задания. 1943 год. - Sputnik Таджикистан
Подписаться
История двух летчиков с разными судьбами, но одинаково сильным желанием посвятить свою жизнь небу и защищать родину от захватчиков
ДУШАНБЕ, 19 июн - Sputnik. По прошествии 75 лет после Великой Отечественной войны мало кто вспоминает историю отдельных формирований Красной армии, сформированных и отправленных на фронт той или иной республикой.
За годы войны такие национальные группы были сформированы в 11 союзных республиках. Всего в РККА было сформировано 66 национальных воинских соединений - 26 стрелковых и горнострелковых дивизий, 22 кавалерийские дивизии и 18 стрелковых бригад. Из них в союзных центральноазиатских республиках - 50 дивизий, бригад и отдельных полков. Только Таджикистан дал фронту две дивизии и две бригады.
Другая сторона фронта - Sputnik Таджикистан
Другая сторона фронта
Исторические факты, особенно в том случае, когда они становятся доводами в политике, часто мифологизируются, а подчас и сознательно искажаются. С момента начала политизации ислама и нарастающего жесткого противостояния наиболее непримиримых его представителей с цивилизацией "золотого миллиарда" все более беззастенчивой мифологизации подвергается история взаимоотношений христиан и мусульман.
Любопытный вопрос, можно ли считать шахидами солдат Красной армии, - таджиков, узбеков, татар, ингушей, аварцев, - выросших в семьях, где дедовский Коран нередко соседствовал на полках с томами Ленина? Как известно, в узком смысле этого слова таковыми являются воины, погибшие в войне с неверными. А ведь, если задуматься, именно неверными и были фашисты, исповедовавшие странную смесь возрожденных языческих верований и оккультного бреда.
В момент культурно-исторического возрождения нельзя оставить этот вопрос без внимания: статус воинов-мусульман, погибших на полях Великой Отечественной, должен занять достойное место в исторической памяти их единоверцев сегодня.
О двух таких героях, основательно забытых современниками, вспоминает доктор исторических наук Виктор Дубовицкий.

Первый и единственный

© из архива В.ДубовицкогоР.Ч. Ахриев.фото 1917г.
Р.Ч. Ахриев.фото 1917г. - Sputnik Таджикистан
Р.Ч. Ахриев.фото 1917г.
На планете не так много стран, жители которых увидели самолет раньше поезда и автомобиля. В Дюшамбе (ныне Душанбе - ред.) первый поезд пришел в 1929 году, а регулярные пассажирские авиарейсы из этого города начались пятью годами раньше: первый перелет в столицу ТаССР 3 сентября 1924 года вместе с авиамехаником Петром Комаровым совершил пилот Рашидбек Ахриев, который перевез сюда из Ташкента и Бухары руководящих членов правительства новой республики.
Все началось с полета Бухара - Душанбе: развитие авиации Таджикистана
Ахриев Рашидбек Чахович родился в 1895 году в селе Фуртоуг Джейрахского района Ингушетии и воспитывался в высокообразованной семье. Для выпускника гимназии выбор военной карьеры не был случайным: помимо воинских традиций, культивируемых среди ингушей, его мать была дочерью русского полковника. Тифлисское военное училище он окончил в 1914-м, накануне Первой мировой войны и сразу после этого попал на фронт. В боях был дважды ранен.
В 1917-м он добился направления в Гатчинскую летную школу. Авиация в то время была самым экзотическим видом вооруженных сил, но, по отзывам современников, "военлеты" считались популярнее моряков.
Закончился тот романтический период Первой мировой войны, когда воздушные разведчики вражеских сторон при встрече раскланивались друг с другом, а наиболее агрессивные палили друг в друга из револьверов: истребители были вооружены ручными пулеметами, а бомбардировщики несли по несколько авиабомб. Ахриев стал военным летчиком - первым и единственным в то время из народов Северного Кавказа.
© из архива В.ДубовицкогоДважды герой СССР Ахмет-хан Султан на крыле своего самолета
Дважды герой СССР Ахмет-хан Султан на крыле своего самолета - Sputnik Таджикистан
Дважды герой СССР Ахмет-хан Султан на крыле своего самолета
В 1923-м он был принят на службу в Красную армию. В 1924-м служил в Средней Азии, осваивая воздушное пространство над горами и пустынями региона.
После того первого памятного рейса в Дюшамбе, совершенного 3 сентября 1924-го, Ахриев не раз "бороздил" небо Таджикистана: вверенный летчику правительством ТаССР самолет "Красный Таджикистан" - пионер в освоении гражданских воздушных трасс на линиях республики - с тех пор регулярно совершал авиарейсы в столицу, доставляя пассажиров и почту.
Георгиевская ленточка, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Герои СССР из Таджикистана: полный список участников Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны Ахриев снова оказался в рядах Красной армии.
На его счету десятки боевых вылетов в тыл врага; он также регулярно доставлял советским партизанам оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты, забирая раненых. Отряд обеспечивал и воздушную "дорогу жизни", выполняя полеты по маршруту Ленинград - Москва, доставлял в блокадный Ленинград боеприпасы и продовольствие. По этому воздушному мосту были вывезены и тысячи ленинградских детей, спасенных от голодной смерти.
20 января 1942 года звено из трех транспортных самолетов Ли-2 (Ахриев был ведущим) попало под огонь немецких зенитных орудий. Ни мастерство летчика, ни единственный пулемет на борту самолета не помогли - два самолета были сбиты и упали на временно оккупированную территорию.
Сегодня 3 сентября, когда был совершен первый рейс Бухара - Дюшанбе, отмечается как День авиации Республики Таджикистан.

Как поделить героя?

© из архива В.ДубовицкогоАмет-хан Султан летчик ВОВ
Амет-хан Султан летчик ВОВ - Sputnik Таджикистан
Амет-хан Султан летчик ВОВ
Еще один мусульманский герой войны  - летчик-ас Амет-Хан Султан. По словам дагестанского поэта Расула Гамзатова, на вопрос: "Чей же ты?" Амет-Хан ответил: "Я герой не татарский и не лакский. Я - Герой Советского Союза". "А чей сын?" "Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?"
В советском паспорте стояла национальность "татарин". При рождении получил имя Амет в честь деда. При поступлении в летное училище данные на курсанта были записаны по крымско-татарскому обычаю: вначале собственное имя, а затем имя отца. В результате возникла путаница, и имя отца стали считать именем Героя. Он часто шутил над созвучностью своего имени: "Я сам и хан, и султан!"
Герой ВОВ Шмелев Борис - YouTube - Sputnik Таджикистан
Забытый 65-й Герой СССР Борис Шмелев и его подвиг
Герой окончил Качинское Краснознаменное училище в 1940-м. Занимал должность командира звена, замкомандира и командира авиаэскадрильи. Летал на самолетах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдове.
31 мая 1942 года в небе над Ярославлем, израсходовав в атаках весь боезапас, он протаранил на английском "Харрикейне" вражеский бомбардировщик "Юнкерс-88", ударив его левой плоскостью снизу. При ударе самолет Амет-Хана застрял в загоревшемся "Юнкерсе". Летчику удалось выбраться из кабины и воспользоваться парашютом. Позже за подвиг он был награжден орденом Ленина. В 2010-м в Ярославле появился памятник этому событию.
Летом 1942-го Амет-Хан воевал под Воронежем на самолете Як-1, а с августа 1942 года - на Як-7Б участвовал в Сталинградской битве. В 1942-м, пересев на истребители марки "Як", отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток.
В том же году советское командование приняло решение создать своеобразный "воздушный спецназ" из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким спецназом стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие летчики были там собраны, достаточно сказать, что в нем воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили звание, сражаясь именно в "воздушном спецназе".
Как несгибаемая таджикская кавалерия остановила "Тигров" под Сталинградом
В октябре 1942-го Амет-Хан Султан стал командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого воевал до конца войны. За тактику атаки противника с высоты командующий 8-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин разрешил Амет-Хану нарисовать на фюзеляже своего самолета орла. С тех пор в эфире часто раздавались панические голоса немецких пилотов: "В воздухе "Черный орел!", "Атакованы "Черным орлом!"
В январе 1944-го в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на аэродром немецкий связной самолет "Шторх". После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины он совершил на ней самостоятельный полет.
Бойцы из формируемой кавалерийской 61-й дивизии - Sputnik Таджикистан
Как несгибаемая таджикская кавалерия остановила "Тигров" под Сталинградом
Летом того же года ас перешел на новый истребитель Ла-7 и воевал в Восточной Пруссии, участвуя во взятии Берлина. Последний воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провел 29 апреля 1945-го над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив "Фокке-Вульф 190".
Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы - 19 самолетов противника.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану было присвоено 24 августа 1943-го.
Второй медалью "Золотая Звезда" помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан был награжден 29 июня 1945-го.
После войны Амет-хан Султан стал летчиком-испытателем и трагически погиб в 1970 году при полете на новом бомбардировщике.
Вот такая память осталась у нашего поколения о двух героях-мусульманах Великой Отечественной войны.
Лента новостей
0