ДУШАНБЕ, 25 янв — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Известный русский востоковед Василий Бартольд в одном из своих сочинений писал "ни сасанидское государство, ни его религия - зороастризм - никогда не включали в себя всего иранского мира. Для позднейшей культуры буддийский Иран сыграл не менее значительную роль, чем зороастрийский".
И действительно, сейчас это не такой известный факт, но множество жителей Центральной Азии в древности и раннем Средневековье проповедовало буддизм.
Ярким напоминанием об этой эпохе служит названии Бухары, произошедшее от слово "вихара" - буддийский храм. Эхо времен слышится и в таджикского языке, где слово "бутпараст" - идолопоклонник - связано со словом "бут" - идол.
Масштабные археологические исследования, анализ китайских, иранских и индийских письменных источников подтвердили важную роль буддизма как уникального явления в истории региона. Свидетельство тому - около сотни объектов, связанных с буддизмом, и сформировавшихся под его влиянием архитектуры, изобразительного искусства.
Это монастыри с монументальными постройками-ступами, многочисленные скульптуры, декоративные изображения Будды-Гаутамы и его последователей, а также еще сотни различных культовых предметов.
Между верой и политикой
Само по себе продвижение буддизма в бассейн Амударьи и древнюю Бактрию шло с севера Индии и южного Афганистана. Первые проповедники и местные адепты новой религии появились на юге Центральной Азии примерно во II в. до н. э.
Буддизм был одним из самых распространенных верований Греко-Бактрийского царства, на смену которому пришла могучая Кушанская империя, благодаря влиянию которой слово бесстрастного восточного пророка стало важнейшей частью религиозной картины мира Центральной Азии.
О значимости этой веры говорит нумизматика - в период империи на реверсе золотых кушанских монет наряду с восточноиранскими и греческими божествами появляется узнаваемое изображение с надписью "Шакьямуни Будда".
Конечно, буддизм в Центральной Азии развивался не в вакууме. Учение просветленного царевича Гаутамы органично впитывало элементы других воззрений - огнепоклонничества и древнегреческого язычества, а столетиями позже - манихейства и христианства.
В целом кушанские правители отличались редкой толерантностью к вероисповеданию поданных. Так, в знаменитой Рабатакской надписи из Афганистана упоминаются имена из пантеонов индуизма и зороастризма, записанные древнегреческим алфавитом. Эллинистическая культура с самого начала оказывала достаточно большое влияние на молодое учение - первые скульптуры, олицетворяющие просветленного принца-аскета, выполнены в хорошо узнаваемой манере древнегреческих мастеров.
Областью, в которой буддизм получил наибольшее распространение, стал Тохаристан (южные районы Таджикистана и Узбекистана). Кушанское царство, созданное восточноиранскими кочевыми племенами, помимо идеологических притязаний имело политические цели в Восточном Туркестане и Китае. Таким образом, буддизм обрел цивилизаторскую силу и превратился в сильный фактор политического могущества кушан. По словам исследователя Бориса Литвинского, Центральная Азия была гигантским ретранслятором буддизма в Китай.
Как Македонский "создал" Будду - история древнего учения в Центральной Азии
Источники упоминают выходцев из Центральной Азии - парфян, бактрийцев и согдийцев, которые стали самыми ранними проповедниками в Поднебесной. Особо символична роль парфянина Ань-ши-гао, родоначальника китайского буддизма. Как и Шакьямуни, Ань-ши-гао был принцем, посвятившим себя религиозной жизни. Однако помимо аскезы он занимался переводами священных текстов и слыл крупным ученым, знатоком астрономии и медицины, способствовавшим передаче религиозных ценностей в соседние регионы.
Маяк на пути в нирвану
Но распространение буддизма столь масштабно и в сравнительно короткий срок было невозможно усилиями одних лишь проповедников-одиночек, какими бы мудрыми и проникновенными ни были их речи.
Огромную роль в экспорте идей просветленного Будды-Гаутамы сыграли локальные религиозные центры, где помимо сосредоточения молитвенной жизни переводились и переписывались священные тексты.
Самым известным и узнаваемым символом таких религиозных центров в регионе была ступа - архитектурно-скульптурное культовое сооружение, исторически восходящее к традиции погребальных курганов.
Ступа по праву может считаться едва ли не главным символом буддизма в регионе, фактически это схема буддийского мироздания, связующее тело Будды с космосом. Она подчеркивала территорию буддизма так же, как минареты мечетей через несколько столетий обозначили принадлежность данной местности к исламу.
Но что представляет из себя такой "буддийский маяк" Центральной Азии? Обычно она выглядела следующим образом: на квадратном основании ступы располагается купольная полусфера, которую венчает небольшая площадка - хармика с шестом с зонтиками - чаттри.
Обычно вокруг ступы располагалась ограда или двор, создававший возможность совершения ритуального обхода - прадакшина, с дарами, сопровождавшегося музыкой и песнопениями. В ходе ритуала дароносцы двигались вдоль скульптуры и ярких настенных росписей со сценами из жизни Будды, что усиливало ощущение таинственности и производило глубокое впечатление на верующих.
Большинство ступ были небольшого размера, однако некоторые по масштабам больше походили на целый дворец. Так, существует легенда о кушанском царе Канишке I, построившем сангхараму (буддийски монастырь) с огромной ступой, где располагались жилища для монахов, залы для собраний общины, кухни, хранилища, бани, открытые и крытые водоемы.
Что касается архитектурных приемов, то здесь буддийская школа заимствовала строительные каноны местных зороастрийских храмов огня с навесами-айванами. В противовес Индии вместо каменных конструкций здесь использовали чаще сырцовые блоки и кирпичи, деревянные колонны, а скульптуры выполняли из глины и гипса.
Переработанные и видоизмененные, художественные идеи Бактрии-Тохаристана передавались в трансформированном виде обратно в Индию. Из Центральной Азии учение Будды, а вместе с ним идеи и произведения индийских и центральноазиатских ученых, художников и архитекторов распространились по маршрутам Великого шелкового пути, дальше - на Восток, обогащая материальную культуру народов Китая, Кореи и Японии.
А пришедший им на смену ислам выбрал из этих религий некоторые положения сакрального, философского и художественного характера. Стоит взглянуть чуть подробнее на самые яркие примеры буддийского наследия в Центральной Азии.
Афганистан
Поистине сенсационными стали раскопки в местечке Мес-Айнаке в 40 км от Кабула. На высоте более 2000 м над уровнем моря относительно недавно был обнаружен крупный храмово-монастырский комплекс Кафират-тепе. Это был процветающий духовный центр, существовавший с III по VIII вв., где насчитывается 19 археологических памятников, включая два небольших форта, цитадель, семь монастырей, защищенных высокими стенами и сторожевыми башнями.
Среди иных достопримечательностей - несколько ступ, зороастрийский храм огня, древние медные выработки, плавильные мастерские и жилища шахтеров, а также более 400 изваяний Будды. Здесь сходились великие религии - индуизм, буддизм и зороастризм, сплетались культуры Греции, Персии, Центральной Азии и Индии.
Неподалеку, в провинции Бамиан, на отвесной скале располагаются, пожалуй, самые знаменитые афганские памятники восточному учению - гигантские статуи Будды.
"Что имеем - не храним". Достопримечательности, которых больше нет
История их известна и печальна - изваяния высотою 35 и 50 м были входными воротами расположенной у подножья пещеры-монастыря, существовавшей в период I-VIII вв. Последние верующие покинули монастырь в IX в., а вот каменные гиганты благополучно дожили до XXI в. и простояли бы и дольше, если бы не были варварски изуродованы и уничтожены талибами в 2001 году.
Узбекистан
Продвигаясь с Индии через Афганистан на север региона, буддисты создали крупный религиозный центр в районе современного Термеза. Согласно сведениям китайского путешественника Сюань-цзяна, в княжестве Та-ми (Термез) в 630 году находилось более десяти таких монастырей, в которых обитали тысячи монахов.
Его слова подтверждаются археологическими находками. Так, храмовый комплекс в Каратепе объединяет многодворовые наземные постройки с большой ступой и святилищем, кельями для монахов, а также высеченной в каменистом холме пещерной частью.
В Узбекистане снесли уникальный памятник культуры XII века
Как напоминание о торжестве буддизма в этом регионе над древним Термезом высится двадцатиметровая цилиндрическая постройка. Это остатки так называемой Башни Зурмала, выложенной из сырцовых кирпичей, облицованной некогда белым камнем и обожженными кирпичами.
Еще один крупный комплекс, Фаяз-тепе, состоял из трех частей с центральным квадратным двором, обнесенным колонным айваном, куда выходят двадцать помещений. Во дворе установлен водоем с каменным сливом в форме льва. Здесь расположено святилище, на стенах которого изображены две стоящие фигуры Будды в натуральный рост. В монастыре была также обнаружена каменная скульптура учителя, сидящего у священного дерева-бодхи, выполненная в эллинистическом стиле.
А в местности Айртам, на оживленной торговой дороге у древней переправы через Амударью, в I-II вв. был обнаружен построенный в окружении крепостных стен буддийский храм, верхнюю часть которого украшал великолепный каменный фриз с изображением целого оркестра музыкантов.
Таджикистан
Одним из самых выдающихся археолого-архитектурных памятников в современном Таджикистане является в 12 км от Курган-тюбе (Левакант) буддийский монастырский комплекс Аджина-тепа - "Чертов холм", исследованный экспедицией Литвинского. Само название говорит о том, что в народе сохранилась память об идоле, расположенном в храме, естественно представляемом в соответствии с мусульманской традицией "дьяволом".
Комплекс, датируемый VII-VIII вв. представляет собой вытянутый прямоугольник со сторонами 50 x 100 м, состоящий из двух расположенных на одной оси квадратных дворов. Первый двор - монастырская часть ансамбля, застроен кельями буддийских паломников. По мнению археологов, здесь ранее существовал второй этаж, на который вел пандусный подъем. Вторая часть комплекса - храмовая - повторяет композицию четырехайванного двора, с обводным коридором, ведущим в культовые помещения.
Главный акцент сделан на возвышающейся в середине двора буддийской постройке - крестообразной ступе, сохранившейся лишь на высоту 6 м. На каждой ветви креста располагались ступени, еще больше подчеркивающие движение вверх. Вероятно, вершину венчал характерный для этого типа сооружений барабан или полусфера.
Уникальная находка ждала археологов в одном из коридоров. Там была обнаружена лежащая 13-метровая скульптура Будды в нирване, одна из самых крупных, сохранившихся в Центральной Азии. Скульптура была перевезена в Душанбе, где сотрудники Эрмитажа в течение ряда лет производили ее тщательную реставрацию. В настоящее время собранная из 43 фрагментов скульптура стала одним из главных экспонатов Национального музея древностей Таджикистана.
Весьма своеобразна живопись и скульптура Аджина-тепа. Многочисленные сюжеты в широкой красочной гамме изображали Будду и его последователей. Необычайно выразительные лица учеников выполнены в традициях индийского и местного тохаристанского искусства.
Говоря о культурном влиянии, австрийский ученый Г. Франц полагает, что сооружение типа Аджина-тепа стало прообразом для более поздних сооружений Индии и соседних стран.
Еще один важный памятник буддизма располагался неподалеку от Аджин-теппы, в городище Кофиркала, на территории крупного дворцового комплекса тохаристанских правителей. Это сооружение "камерного" характера было предназначено для осуществлений ритуалов правителем и членами его семьи. Китайский паломник Хуэй-чао, посетивший этот регион в 726 г. писал, что "царь Тохаристана, знать и народ почитают учение хинаянанского толка. Во всем Тохаристане и в частности в Хуттале имеется много буддистских монастырей и монахов".
Буддизм проник и в заоблачные выси Памира, где на высокой скале над ваханским селением Вранг раскопан уникальный монастырь IV-VII вв.
Когда солнце было богом: что хранят легенды древнего Памира
В реконструированном варианте этого храмового комплекса видна его оригинальная архитектура, свидетельствующая о высоком мастерстве древних зодчих, которым удалось простыми средствами, максимально использовав горный рельеф, создать необычайно пластичный и выразительный объект.
Сложный рельеф не помешал им сохранить традиционный композиционный принцип для буддийских монастырей, разделение на две части: монастырскую, где сконцентрированы кельи для паломников, и храмовую. Судя по мощной фортификации монастыря, его оборонное значение было не прихотью, а необходимостью в неспокойный раннесредневековый период (V-VIII вв.). Особенно в преддверие арабской экспансии и продвижения в Центральную Азию новой религии - ислама.
Что пришло к нам от буддизма
Арабское завоевание поставило точку в тысячелетней истории буддизма в Центральной Азии. Однако его влияние сохранилось еще многие столетия спустя и, можно сказать, существует до сих пор.
Вероятнее всего, именно структура буддийского монастыря повиляла на возникновение мусульманских дервишских общин - хонако, а затем - и появление первых исламских институтов-медресе. Буддизм способствовал формированию суфизма как неортодоксального направления в исламе. В начале VIII в. многие персидские монахи бежали на восток по Шелковому пути в царство Хотан, где они говорили на родственном восточноиранском языке.
Следы буддийского влияния прослеживаются в литературе, искусстве, художественном ремесле мусульманской Центральной Азии, Ирана, Афганистана. Удивительная пластичность восточного учения, его стремление воспринимать и адаптировать достижения других культур способствовало созданию новых направлений в идеологии и искусстве.