https://tj.sputniknews.ru/20210827/istoriya-talibana-taliby-shiity-sunnity-1041936065.html
Во что верит "Талибан", или Идейная доктрина террориста
Во что верит "Талибан", или Идейная доктрина террориста
Sputnik Таджикистан
История "Талибана" начинается в Индии XIX века, где сторонники движения за независимость породили одну из самых жестоких террористических группировок нашего времени
2021-08-27T21:15+0500
2021-08-27T21:15+0500
2022-03-14T16:29+0500
аналитика
афганистан
талибы
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e5/08/11/1041680959_0:182:2667:1682_1920x0_80_0_0_6c7feaac754126d15742a28f52f65494.jpg
ДУШАНБЕ, 27 авг — Sputnik. Практически во всем западном мире талибы считаются жестокими фанатиками лишь немногим лучше ИГИЛ*. Репутация небезосновательная - первый период их власти в Афганистане запомнился закрытием школ, избиениями женщин, появившихся на улице без мужа или махрама, а также введением жестоких наказаний с отсеканием рук и прочим средневековым судопроизводством. Разрушенные буддистские статуи в Бамиане джихадистам тоже до сих пор не простили.Сейчас лидеры "Талибана"* пытаются убедить сторонних наблюдателей, что их политическая программа уже не столь радикальна. Например, они объявили амнистию бывшим оппонентам и даже пригласили женщин в правительство. В общем, демонстрируют невиданный, по меркам талибов старшего поколения, гуманизм. Однако заявлениям этим пока не верят ни афганцы, ни международные игроки - очень уж словам противоречат дела, а конкретнее - недавнее видео публичного обезглавливания офицера афганской армии и замазанные краской женские лица на рекламных витринах в Кабуле. "Ждала, когда муж умрет": как россиянка уехала за пельменями, а попала к талибамНо так или иначе, у "Талибана"* есть два принципиальных отличия от любых других подобных группировок, будь то "Хизб ут-Тахрир"*, "Аль-Каида"* или откровенно людоедское "Исламское государство"*.Во-первых, большинство вопиющих преступлений, совершенных талибами - например, резня таджиков и хазарейцев в Мазари-Шарифе, - были продиктованы не религиозными мотивами, а банальным шовинизмом. Конкретно враждебным отношением пуштунских главарей к другим этническим группам. Во-вторых, талибы, несмотря на свой террористический статус,, с богословской точки зрения принадлежат к ханафитскому мазхабу - самой умеренной религиозно-правовой школе ислама, наиболее распространенной в России, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане.А богословская альма-матер проповедников "Талибана"* на заре существования вообще была известна как дискуссионный клуб религиозных философов, а вовсе не медресе фундаменталистов.С Кораном против англичанЧтобы понять, истоки идеология и радикализма талибов, нужно совершить небольшой исторический экскурс в Британскую Индию. Именно там в 1866 году несколько образованных имамов и состоятельных членов исламской общины создали медресе Дар уль-Улюм Деобанд. Одним из первых выпускников, а затем директоров учебного заведения, был Махмуд Хасан. Он был по-настоящему образованным улемом (его перевод Корана на урду долгие годы считался классическим в Пакистане) и убежденным противником британского владычества.Всего восемь лет в стране назад отгремело кровопролитное Сипайское восстание, мятеж хорошо вооруженных мусульман и индуистов, недовольных политикой колониальной администрации. Выступления сипаев были жестоко подавлены англичанами, однако идеи независимости и освобождения от чужеземного владычества плотно засели в умах миллионов людей.А потому создание медресе Хасан рассматривал, в том числе, как способ вырастить новое поколение убежденных мусульман на смену погибшим участникам восстания. За антибританскую пропаганду в 1916 году проповедник был арестован и заключен в тюрьму на Мальте, но тюремный срок лишь повысил авторитет Махмуд Хасана - после освобождения он получил титул "Шейх аль-Хинд" (Шейх Индии).Путешествуя по различным районам Индостана, он призывал к бойкоту британских товаров и полному отказу от сотрудничества с колониальной администрацией, чем мало отличался от Махатмы Ганди, главного идеолога индийского движения за независимость. За коммунизм, республику и нацию: в каких условиях ковалась Таджикская ССРАнтибританская программа настолько сближала сторонников Ганди и Хасана, что в стенах Дар уль-Улюм собирались видные религиозные деятели, лидеры индуистов, мусульман и сикхов, ведя беседы о мирном будущем в новой и счастливой Индии. Да и сам Махмуд Хасан незадолго до смерти призывал к объединению последователей всех конфессий Индостана ради борьбы за свободу. Представить такой уровень веротерпимости в современной Индии или в Пакистане сейчас попросту невозможно.Академия джихадаИ вот, в 1947 году случилось то, чего столетиями ждали народы Индостана - ослабевший английский лев больше не мог удерживать в своих когтях прежние колонии и доминионы. Наступил раздел Британской Индии. После обретения независимости риторика выпускников Деобандийской школы заметно изменилась. Некоторые из учеников Махмуда Хасана стали выдающимися литераторами, талантливыми богословами, желавшими территориального единства Индии с автономией для мусульман. Иные, напротив, боролись за создание самостоятельной республики Пакистан, государственным стержнем которой должен был стать ислам. Так, улем Санаулла Амритсари запомнился современникам не только знанием исламского права и литературными сочинениями, но и весьма активными (и не всегда мирными) диспутами с индуистами, христианами и шиитами.Если отцы-основатели Деобандийской школы хоть и выступали за чистоту веры, но были тесно связаны с суфизмом - мистическим и не всегда ортодоксальным направлением в исламе, то во второй половине XX века проповедники в учебном заведении окончательно порвали с суфиями и стали придерживаться куда более строгих позиций, граничащих с фундаментализмом.По словам зампредседателя ДУМ РФ, муфтия Дамир-хазрата Мухетдинова, в деобандийской богословской школе было принято считать Сунну - священное предание о жизни пророка - вторым источником веры, ничуть не менее значимым, чем Коран. А примеры из Сунны должны были быть главным ориентиром мусульманина не только в вопросах совести, но даже и в быту."Их отличала нетерпимость к нововведениям в исламе, к инакомыслию, к суфийским традициям, которые были распространены на континенте. То есть очищение от всего наносного было характерно и для сторонников Абд аль-Ваххаба в Саудовской Аравии, и для деобандистов в Индии", - отмечает Дамир-хазрат Мухетдинов.В 1947 году выпускник деобандийской школы Абдул Хак основал в пакистанском Хайбере отдельное медресе, названное позже в его честь. Стремясь оградить мусульманскую веру от "бидаа", запретных нововведений, преподаватели достаточно жестко трактовали положения традиционного ислама - открыто обвиняли последователей других течений в неверии, предлагали серьезно ограничить положение женщин, требовали неукоснительного соблюдения коранических предписаний.Медресе предоставляло бесплатное обучение юношам из городских низов и беднейшей крестьянской среды, взамен получая не только одобрение верующих, но и безукоризненную верность учеников, для которых духовное образование было едва ли не единственно возможным социальным лифтом.Ловушка на мигранта: как не попасться на удочку террористовМногие выпускники Дар уль-Улюм Хаккания развернули активную проповедническую деятельность в пуштунских районах Пакистана и Афганистана, откуда сами были родом.Как не трудно догадаться, в период Афганской войны ученики и выпускники медресе оказались на острие борьбы с советскими войсками в южных провинциях Афганистана. После ухода СССР и начала гражданской войны в стране, на политическую арену выступило молодое сплоченное радикальное движение "Талибан"*, где практически вся верхушка, включая основателя Муллу Омара, получила богословское образование в пакистанском медресе. Союзником талибов на ниве джихада были террористы из так называемой сети Хакани, где одно название группировки прямо говорит о ее происхождении.Именно тогда о Дар уль-Улюм Хаккания заговорили как об "академии джихада".Талибы в поисках компромиссаИспытывая глубокую ненависть к шиитам, талибы в то же время заимствовали у Ирана идею исламской революции и, выражаясь терминами советских революционеров, построения фундаментализма в отдельно взятой стране. Все-таки на создание всемирного халифата "Талибан"* пока не претендует.Обоснование этому нашлось не в прокламациях аятолл (копировать собственных идейных противников талибам было как-то не с руки), а в теориях весьма неоднозначной организации "Джамаат Таблиг" ("Община призыва"), ставшей своего рода связующим звеном между деобандийским учением и радикальной доктриной "Талибана"*.Несмотря на преобладание идей деобандизма, движение "Джамаат Таблиг" разделилось на умеренную и радикальную части. Водоразделом стало понимание концепции джихада. Умеренное крыло движения традиционно трактовало джихад в первую очередь как личную борьбу мусульманина с собственными страстями и пороками. А вот радикалы считали, что истинный джихад - это буквально война против неверных в мировом масштабе.Очевидная связь идеологии талибов и радикалов из "Джамаат Таблиг" привели к тому, что движение сейчас запрещено в большинстве стран СНГ за исключением Кыргызстана, знаменитого своим либеральным законодательством относительно религиозных организации.Что касается вероучения, то, религиозную строгость деобандистов проповедники "Талибана"* возвели в абсолют, граничащий с абсурдом. Если в Сунне встречаются упоминание о нежелательности струнных инструментов - значит, следует запретить современную музыку по всей стране. Если существует хадис о том, что "женщина - это аурат, и когда она выходит, то шайтан приукрашивает ее", значит, женщинам в принципе надо запретить выходить из дома без сопровождения мужа или мужчины-родственника. Наказание за ослушание также должно соответствовать правовым стандартам VII века - то есть вполне себе средневеково-жестоким."Воспроизводство норм, характерных для времен раннего ислама, объясняется доминантой хадисов Сунны над Кораном, когда каждое изречение Пророка, вне зависимости от контекста, ты можешь запихнуть в удобные рамки, доведя до нелепости. В принципе, так поступает "Талибан"*, так делают и некоторые приверженцы ваххабизма, - поясняет Дамир-хазрат Мухетдинов. - Однако взгляды эволюционируют. Еще на моей памяти многие салафитские имамы запрещали фото, даже на страницах газет, или использование микрофонов для призыва на молитву. А теперь почти у каждого своей аккаунт в Facebook или Instagram".Нельзя сказать, что цифровизация и необходимость искать компромисс с внешним миром добавит талибам гуманизма и компромиссности в вопросах трактовки коранических норм - с ИГИЛ* этого не случилось. В случае окончательной победы "Талибана"* в Афганистане куда более вероятен иранский сценарий, когда в жестко теократическом государстве власти просто не в состоянии дотошно контролировать каждый чих единоверцев. И бюрократический аппарат, будь он хоть трижды лоялен талибанской идеологии, рано или поздно придет к мысли, что повседневный быт людей в XXI веке необязательно должен соответствовать нормам исламского средневековья. * Группировка запрещена в России и Таджикистане.
https://tj.sputniknews.ru/20191112/bolshaya-igra-central-asia-afghanistan-1030207451.html
https://tj.sputniknews.ru/20201103/charlie-hebdo-islam-terrorizm-tajikistan-uzbekistan-1032200757.html
https://tj.sputniknews.ru/20190521/islam-bitva-pri-nehvande-araby-persy-tajikistan-1028961127.html
афганистан
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e5/08/11/1041680959_0:0:2667:2000_1920x0_80_0_0_153541cbdd70abb6933ef3a3214a381a.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
талибан идеология терроризм афганистан индия
талибан идеология терроризм афганистан индия
ДУШАНБЕ, 27 авг — Sputnik. Практически во всем западном мире талибы считаются жестокими фанатиками лишь немногим лучше ИГИЛ*. Репутация небезосновательная - первый период их власти в Афганистане запомнился закрытием школ, избиениями женщин, появившихся на улице без мужа или махрама, а также введением жестоких наказаний с отсеканием рук и прочим средневековым судопроизводством. Разрушенные буддистские статуи в Бамиане джихадистам тоже до сих пор не простили.
Сейчас лидеры "Талибана"* пытаются убедить сторонних наблюдателей, что их политическая программа уже не столь радикальна. Например, они объявили амнистию бывшим оппонентам и даже
пригласили женщин в правительство. В общем, демонстрируют невиданный, по меркам талибов старшего поколения, гуманизм.
Однако заявлениям этим пока не верят ни афганцы, ни международные игроки - очень уж словам противоречат дела, а конкретнее - недавнее видео публичного обезглавливания офицера афганской армии и замазанные краской женские лица на рекламных витринах в Кабуле.
Но так или иначе, у "Талибана"* есть два принципиальных отличия от любых других подобных группировок, будь то "Хизб ут-Тахрир"*, "Аль-Каида"* или откровенно людоедское "Исламское государство"*.
Во-первых, большинство вопиющих преступлений, совершенных талибами - например, резня таджиков и хазарейцев в Мазари-Шарифе, - были продиктованы не религиозными мотивами, а банальным шовинизмом. Конкретно враждебным отношением пуштунских главарей к другим этническим группам.
Во-вторых, талибы, несмотря на свой террористический статус,, с богословской точки зрения принадлежат к ханафитскому мазхабу - самой умеренной религиозно-правовой школе ислама, наиболее распространенной в России, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане.
А богословская альма-матер проповедников "Талибана"* на заре существования вообще была известна как дискуссионный клуб религиозных философов, а вовсе не медресе фундаменталистов.
С Кораном против англичан
Чтобы понять, истоки идеология и радикализма талибов, нужно совершить небольшой исторический экскурс в Британскую Индию. Именно там в 1866 году несколько образованных имамов и состоятельных членов исламской общины создали медресе Дар уль-Улюм Деобанд. Одним из первых выпускников, а затем директоров учебного заведения, был Махмуд Хасан. Он был по-настоящему образованным улемом (его перевод Корана на урду долгие годы считался классическим в Пакистане) и убежденным противником британского владычества.
Всего восемь лет в стране назад отгремело кровопролитное Сипайское восстание, мятеж хорошо вооруженных мусульман и индуистов, недовольных политикой колониальной администрации. Выступления сипаев были жестоко подавлены англичанами, однако идеи независимости и освобождения от чужеземного владычества плотно засели в умах миллионов людей.
А потому создание медресе Хасан рассматривал, в том числе, как способ вырастить новое поколение убежденных мусульман на смену погибшим участникам восстания. За антибританскую пропаганду в 1916 году проповедник был арестован и заключен в тюрьму на Мальте, но тюремный срок лишь повысил авторитет Махмуд Хасана - после освобождения он получил титул "Шейх аль-Хинд" (Шейх Индии).
Путешествуя по различным районам Индостана, он призывал к бойкоту британских товаров и полному отказу от сотрудничества с колониальной администрацией, чем мало отличался от Махатмы Ганди, главного идеолога индийского движения за независимость.
Антибританская программа настолько сближала сторонников Ганди и Хасана, что в стенах Дар уль-Улюм собирались видные религиозные деятели, лидеры индуистов, мусульман и сикхов, ведя беседы о мирном будущем в новой и счастливой Индии. Да и сам Махмуд Хасан незадолго до смерти призывал к объединению последователей всех конфессий Индостана ради борьбы за свободу. Представить такой уровень веротерпимости в современной Индии или в Пакистане сейчас попросту невозможно.
И вот, в 1947 году случилось то, чего столетиями ждали народы Индостана - ослабевший английский лев больше не мог удерживать в своих когтях прежние колонии и доминионы. Наступил раздел Британской Индии.
После обретения независимости риторика выпускников Деобандийской школы заметно изменилась. Некоторые из учеников Махмуда Хасана стали выдающимися литераторами, талантливыми богословами, желавшими территориального единства Индии с автономией для мусульман. Иные, напротив, боролись за создание самостоятельной республики Пакистан, государственным стержнем которой должен был стать ислам. Так, улем Санаулла Амритсари запомнился современникам не только знанием исламского права и литературными сочинениями, но и весьма активными (и не всегда мирными) диспутами с индуистами, христианами и шиитами.
Если отцы-основатели Деобандийской школы хоть и выступали за чистоту веры, но были тесно связаны с суфизмом - мистическим и не всегда ортодоксальным направлением в исламе, то во второй половине XX века проповедники в учебном заведении окончательно порвали с суфиями и стали придерживаться куда более строгих позиций, граничащих с фундаментализмом.
По словам зампредседателя ДУМ РФ, муфтия Дамир-хазрата Мухетдинова, в деобандийской богословской школе было принято считать Сунну - священное предание о жизни пророка - вторым источником веры, ничуть не менее значимым, чем Коран. А примеры из Сунны должны были быть главным ориентиром мусульманина не только в вопросах совести, но даже и в быту.
"Их отличала нетерпимость к нововведениям в исламе, к инакомыслию, к суфийским традициям, которые были распространены на континенте. То есть очищение от всего наносного было характерно и для сторонников Абд аль-Ваххаба в Саудовской Аравии, и для деобандистов в Индии", - отмечает Дамир-хазрат Мухетдинов.
В 1947 году выпускник деобандийской школы Абдул Хак основал в пакистанском Хайбере отдельное медресе, названное позже в его честь. Стремясь оградить мусульманскую веру от "бидаа", запретных нововведений, преподаватели достаточно жестко трактовали положения традиционного ислама - открыто обвиняли последователей других течений в неверии, предлагали серьезно ограничить положение женщин, требовали неукоснительного соблюдения коранических предписаний.
Медресе предоставляло бесплатное обучение юношам из городских низов и беднейшей крестьянской среды, взамен получая не только одобрение верующих, но и безукоризненную верность учеников, для которых духовное образование было едва ли не единственно возможным социальным лифтом.
Многие выпускники Дар уль-Улюм Хаккания развернули активную проповедническую деятельность в пуштунских районах Пакистана и Афганистана, откуда сами были родом.
Как не трудно догадаться, в период Афганской войны ученики и выпускники медресе оказались на острие борьбы с советскими войсками в южных провинциях Афганистана. После ухода СССР и начала гражданской войны в стране, на политическую арену выступило молодое сплоченное радикальное движение "Талибан"*, где практически вся верхушка, включая основателя Муллу Омара, получила богословское образование в пакистанском медресе. Союзником талибов на ниве джихада были террористы из так называемой сети Хакани, где одно название группировки прямо говорит о ее происхождении.
Именно тогда о Дар уль-Улюм Хаккания заговорили как об "академии джихада".
Талибы в поисках компромисса
Испытывая глубокую ненависть к шиитам, талибы в то же время заимствовали у Ирана идею исламской революции и, выражаясь терминами советских революционеров, построения фундаментализма в отдельно взятой стране. Все-таки на создание всемирного халифата "Талибан"* пока не претендует.
Обоснование этому нашлось не в прокламациях аятолл (копировать собственных идейных противников талибам было как-то не с руки), а в теориях весьма неоднозначной организации "Джамаат Таблиг" ("Община призыва"), ставшей своего рода связующим звеном между деобандийским учением и радикальной доктриной "Талибана"*.
Несмотря на преобладание идей деобандизма, движение "Джамаат Таблиг" разделилось на умеренную и радикальную части. Водоразделом стало понимание концепции джихада. Умеренное крыло движения традиционно трактовало джихад в первую очередь как личную борьбу мусульманина с собственными страстями и пороками. А вот радикалы считали, что истинный джихад - это буквально война против неверных в мировом масштабе.
Очевидная связь идеологии талибов и радикалов из "Джамаат Таблиг" привели к тому, что движение сейчас запрещено в большинстве стран СНГ за исключением Кыргызстана, знаменитого своим либеральным законодательством относительно религиозных организации.
Что касается вероучения, то, религиозную строгость деобандистов проповедники "Талибана"* возвели в абсолют, граничащий с абсурдом. Если в Сунне встречаются упоминание о нежелательности струнных инструментов - значит, следует запретить современную музыку по всей стране. Если существует хадис о том, что "женщина - это аурат, и когда она выходит, то шайтан приукрашивает ее", значит, женщинам в принципе надо запретить выходить из дома без сопровождения мужа или мужчины-родственника. Наказание за ослушание также должно соответствовать правовым стандартам VII века - то есть вполне себе средневеково-жестоким.
"Воспроизводство норм, характерных для времен раннего ислама, объясняется доминантой хадисов Сунны над Кораном, когда каждое изречение Пророка, вне зависимости от контекста, ты можешь запихнуть в удобные рамки, доведя до нелепости. В принципе, так поступает "Талибан"*, так делают и некоторые приверженцы ваххабизма, - поясняет Дамир-хазрат Мухетдинов. - Однако взгляды эволюционируют. Еще на моей памяти многие салафитские имамы запрещали фото, даже на страницах газет, или использование микрофонов для призыва на молитву. А теперь почти у каждого своей аккаунт в Facebook или Instagram".
Нельзя сказать, что цифровизация и необходимость искать компромисс с внешним миром добавит талибам гуманизма и компромиссности в вопросах трактовки коранических норм - с ИГИЛ* этого не случилось. В случае окончательной победы "Талибана"* в Афганистане куда более вероятен иранский сценарий, когда в жестко теократическом государстве власти просто не в состоянии дотошно контролировать каждый чих единоверцев. И бюрократический аппарат, будь он хоть трижды лоялен талибанской идеологии, рано или поздно придет к мысли, что повседневный быт людей в XXI веке необязательно должен соответствовать нормам исламского средневековья.
* Группировка запрещена в России и Таджикистане.