https://tj.sputniknews.ru/20211229/povyshenie-tarif-trassa-dushanbe-hujand-1044505817.html
Дорогая дорога, или Почему взлетели цены на главной трассе Таджикистана
Дорогая дорога, или Почему взлетели цены на главной трассе Таджикистана
Sputnik Таджикистан
Неожиданно к концу года британская компания, обслуживающая единственную платную дорогу Душанбе-Чанак, объявила о повышении тарифов
2021-12-29T20:30+0500
2021-12-29T20:30+0500
2021-12-30T12:49+0500
таджикистан
транспорт
дорога
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e4/07/10/1031579212_0:201:1920:1281_1920x0_80_0_0_578af0090c47355d619541037fcc2b24.jpg
ДУШАНБЕ, 29 дек — Sputnik. С 1 января 2022-го подорожает стоимость проезда по платной трассе из Душанбе в Худжанд, которую устанавливает филиал иностранной компании IRS в Таджикистане. В среднем все тарифы по тому или иному направлению вырастут на 7%. Заместитель директора филиала IRS (Innovative Road Solutions) Худоёр Худоёрзода заявил, что к росту стоимости проезда привели сразу 25 причин.Несмотря на то что тарифы компании не менялись годами, ее затраты увеличились, выросла инфляция, а курс сомони обесценился по отношению к доллару. Кроме того, дороги изнашиваются под воздействием внешних факторов и нуждаются в постоянному ремонте.Все тарифы на платные участки дороги Душанбе - Чанак были установлены еще в 2010-м, и с тех пор 11 лет цены на переезд держались на одном уровне в соответствии с соглашением, подписанным IRS и правительством Таджикистана.Sputnik Таджикистан получил детальную информацию от представителей компании и Антимонопольной службы республики по этому вопросу. Голодные игры инфляцииИнфляционные процессы считаются основным фактором повышения тарифов к концу 2021-го. И это первая причина удорожания.Для наглядности: инфляция в этом году составила 9,6%, в 2010-м она была на уровне 9,8%, а вот самый низкий ее показатель в стране был зафиксирован в 2013-м и составил 3,7%. В целом за последнее десятилетие общий уровень инфляции в Таджикистане составил 130%. По данным IRS, в 2011-2016 годах общие затраты на содержание трассы, включая ее ремонт, контроль асфальтобетонных и дробильных установок, содержание туннелей и другие административные и коммерческие расходы, составляли порядка 383 тыс. сомони (33,9 тыс. долларов по сегодняшнему курсу) на один километр дороги.На трассе Душанбе - Чанак подорожают тарифы для проездаУже с 2017-го по 2021-й этот же показатель вырос почти до 773 тыс. сомони (68,5 тыс. долларов), но расходы при этом увеличились более чем в 2 раза. Вторым фактором стал рост на этом фоне национальной валюты по отношению к доллару. Когда на трассе заработали пункты взимания платы за проезд, один доллар стоил 4,3 сомони. Сегодня "американец" стоит 11,3 сомони, что в 2,9 раза больше, чем в 2010-м. Такое изменение не может не влиять на расходы компании IRS."Покупка сырья для дорожных работ, такого как битум и другие предметы первой необходимости, составляет около 2,5 тыс. тонн в год. Спецтехника, современное оборудование, запчасти и дизельное топливо - все закупается из-за рубежа за доллары", - уточнил источник.Самый "тяжелый" аргументТретий фактор, повлиявший на новую ценовую политику обслуживания дорог, - это рост числа большегрузов, которые стали активно ездить по трассе. За последнее десятилетие грузовые перевозки в Таджикистане также выросли. Если с 2009-го по 2013-й перевозки грузов по трассе Душанбе - Чанак осуществлялись преимущественно автотранспортом грузоподъемностью около 20 тонн, то сегодня по ней в основном колесят автомобили от 25-30 и 40-60 тонн.Специалисты отмечают, что дорога Душанбе - Чанак со своими особенностями: на ней много подъемов и спусков, а это значит, что есть вертикальные и поперечные нагрузки по всему дорожному полотну.В Таджикистане закроют тоннель Истиклол: причины и срокиОдно прохождение больших и тяжелых фур и КамАЗов создает на поверхности асфальта глубокие трещины, которые необходимо ремонтировать в течение года. Такая "тяжелая" активность транспорта привела к резкому сокращению сроков эксплуатации с 10 до 2,4 лет. Кроме того, чрезмерное движение тяжелых грузов по дорогам приводит к разрушению мостов.В компании отметили, что без привлечения субсидий IRS восстановила мост через реку Ягноб (территория Айни) на 95-м км трассы, а в настоящее время восстанавливает мост через Аксу в районе Спитамен на 267-м км.Останутся ли льготы на проездЧто касается тарифной политики, то в компании предусматривается широкий спектр льгот для жителей городов и сел вдоль трассы Душанбе - Чанак, которые вынуждены перемещаться чаще. Размер таких льгот составляет от 50% до 85% от установленных тарифов. В настоящее время годовой бюджет компании на предоставление этих льгот оценивается более чем в 1,4 млн сомони (124 тыс. долларов).Новая тарифная политика IRS также предусматривает разделение тарифов на оплату наличными и безналичными платежами с целью поощрения жителей страны к более активному использованию пластиковых карт.Повышение коснется тарифов на первую категорию транспортных средств, то есть на автомобили, которые в основном находятся в частной собственности. Рост в среднем составит 32%. На трассе Душанбе - Худжанд ввели ограничения для транспорта по вечерамТаким образом, для таких машин плата за проезд через толлинговые плазы увеличится на 2-4 сомони (0,17-0,35 доллара) по безналичному расчету и до 12 сомони наличными (1,06 доллара).По словам пресс-секретаря филиала компании IRS Далера Мерганова, использование безналичного расчета выгодно и с позиции предотвращения пробок на пунктах пропусков. "Еще одним преимуществом компании для водителей является то, что они могут бесплатно получить платежную карту или RFID", - заключил Мерганов.
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e4/07/10/1031579212_42:0:1750:1281_1920x0_80_0_0_95bd296390095535b9ccb452763abd25.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
платная дорога таджикистан цена проезд душанбе чанак
платная дорога таджикистан цена проезд душанбе чанак
Дорогая дорога, или Почему взлетели цены на главной трассе Таджикистана
20:30 29.12.2021 (обновлено: 12:49 30.12.2021) Эксклюзив
Неожиданно к концу года компания, обслуживающая единственную платную дорогу Душанбе - Чанак, объявила о повышении тарифов
ДУШАНБЕ, 29 дек — Sputnik. С 1 января 2022-го подорожает стоимость проезда по платной трассе из Душанбе в Худжанд, которую устанавливает филиал иностранной компании IRS в Таджикистане. В среднем все тарифы по тому или иному направлению вырастут на 7%.
Заместитель директора филиала IRS (Innovative Road Solutions) Худоёр Худоёрзода заявил, что к росту стоимости проезда привели сразу 25 причин.
Несмотря на то что тарифы компании не менялись годами, ее затраты увеличились, выросла инфляция, а курс сомони обесценился по отношению к доллару. Кроме того, дороги изнашиваются под воздействием внешних факторов и нуждаются в постоянному ремонте.
Все тарифы на платные участки дороги Душанбе - Чанак были установлены еще в 2010-м, и с тех пор 11 лет цены на переезд держались на одном уровне в соответствии с соглашением, подписанным IRS и правительством Таджикистана.
Sputnik Таджикистан получил детальную информацию от представителей компании и Антимонопольной службы республики по этому вопросу.
Инфляционные процессы считаются основным фактором повышения тарифов к концу 2021-го. И это первая причина удорожания.
Для наглядности: инфляция в этом году составила 9,6%, в 2010-м она была на уровне 9,8%, а вот самый низкий ее показатель в стране был зафиксирован в 2013-м и составил 3,7%. В целом за последнее десятилетие общий уровень инфляции в Таджикистане составил 130%.
По данным IRS, в 2011-2016 годах общие затраты на содержание трассы, включая ее ремонт, контроль асфальтобетонных и дробильных установок, содержание туннелей и другие административные и коммерческие расходы, составляли порядка 383 тыс. сомони (33,9 тыс. долларов по сегодняшнему курсу) на один километр дороги.
Уже с 2017-го по 2021-й этот же показатель вырос почти до 773 тыс. сомони (68,5 тыс. долларов), но расходы при этом увеличились более чем в 2 раза.
Вторым фактором стал рост на этом фоне национальной валюты по отношению к доллару. Когда на трассе заработали пункты взимания платы за проезд, один доллар стоил 4,3 сомони.
Сегодня "американец" стоит 11,3 сомони, что в 2,9 раза больше, чем в 2010-м. Такое изменение не может не влиять на расходы компании IRS.
"Покупка сырья для дорожных работ, такого как битум и другие предметы первой необходимости, составляет около 2,5 тыс. тонн в год. Спецтехника, современное оборудование, запчасти и дизельное топливо - все закупается из-за рубежа за доллары", - уточнил источник.
Третий фактор, повлиявший на новую ценовую политику обслуживания дорог, - это рост числа большегрузов, которые стали активно ездить по трассе. За последнее десятилетие грузовые перевозки в Таджикистане также выросли.
Если с 2009-го по 2013-й перевозки грузов по трассе Душанбе - Чанак осуществлялись преимущественно автотранспортом грузоподъемностью около 20 тонн, то сегодня по ней в основном колесят автомобили от 25-30 и 40-60 тонн.
Специалисты отмечают, что дорога Душанбе - Чанак со своими особенностями: на ней много подъемов и спусков, а это значит, что есть вертикальные и поперечные нагрузки по всему дорожному полотну.
Одно прохождение больших и тяжелых фур и КамАЗов создает на поверхности асфальта глубокие трещины, которые необходимо ремонтировать в течение года. Такая "тяжелая" активность транспорта привела к резкому сокращению сроков эксплуатации с 10 до 2,4 лет.
Кроме того, чрезмерное движение тяжелых грузов по дорогам приводит к разрушению мостов.
В компании отметили, что без привлечения субсидий IRS восстановила мост через реку Ягноб (территория Айни) на 95-м км трассы, а в настоящее время восстанавливает мост через Аксу в районе Спитамен на 267-м км.
Останутся ли льготы на проезд
Что касается тарифной политики, то в компании предусматривается широкий спектр льгот для жителей городов и сел вдоль трассы Душанбе - Чанак, которые вынуждены перемещаться чаще.
Размер таких льгот составляет от 50% до 85% от установленных тарифов. В настоящее время годовой бюджет компании на предоставление этих льгот оценивается более чем в 1,4 млн сомони (124 тыс. долларов).
Новая тарифная политика IRS также предусматривает разделение тарифов на оплату наличными и безналичными платежами с целью поощрения жителей страны к более активному использованию пластиковых карт.
Повышение коснется тарифов на первую категорию транспортных средств, то есть на автомобили, которые в основном находятся в частной собственности. Рост в среднем составит 32%.
Таким образом, для таких машин плата за проезд через толлинговые плазы увеличится на 2-4 сомони (0,17-0,35 доллара) по безналичному расчету и до 12 сомони наличными (1,06 доллара).
По словам пресс-секретаря филиала компании IRS Далера Мерганова, использование безналичного расчета выгодно и с позиции предотвращения пробок на пунктах пропусков.
"Еще одним преимуществом компании для водителей является то, что они могут бесплатно получить платежную карту или RFID", - заключил Мерганов.