Дорогая дорога, или Почему взлетели цены на главной трассе Таджикистана

© Pixabay / David MarkТрасса, архивное фото
Трасса, архивное фото - Sputnik Таджикистан, 1920, 29.12.2021
Подписаться на
Эксклюзив
Неожиданно к концу года компания, обслуживающая единственную платную дорогу Душанбе - Чанак, объявила о повышении тарифов
ДУШАНБЕ, 29 дек — Sputnik. С 1 января 2022-го подорожает стоимость проезда по платной трассе из Душанбе в Худжанд, которую устанавливает филиал иностранной компании IRS в Таджикистане. В среднем все тарифы по тому или иному направлению вырастут на 7%.
Заместитель директора филиала IRS (Innovative Road Solutions) Худоёр Худоёрзода заявил, что к росту стоимости проезда привели сразу 25 причин.
Несмотря на то что тарифы компании не менялись годами, ее затраты увеличились, выросла инфляция, а курс сомони обесценился по отношению к доллару. Кроме того, дороги изнашиваются под воздействием внешних факторов и нуждаются в постоянному ремонте.
Все тарифы на платные участки дороги Душанбе - Чанак были установлены еще в 2010-м, и с тех пор 11 лет цены на переезд держались на одном уровне в соответствии с соглашением, подписанным IRS и правительством Таджикистана.
Sputnik Таджикистан получил детальную информацию от представителей компании и Антимонопольной службы республики по этому вопросу.

Голодные игры инфляции

Инфляционные процессы считаются основным фактором повышения тарифов к концу 2021-го. И это первая причина удорожания.
Для наглядности: инфляция в этом году составила 9,6%, в 2010-м она была на уровне 9,8%, а вот самый низкий ее показатель в стране был зафиксирован в 2013-м и составил 3,7%. В целом за последнее десятилетие общий уровень инфляции в Таджикистане составил 130%.
По данным IRS, в 2011-2016 годах общие затраты на содержание трассы, включая ее ремонт, контроль асфальтобетонных и дробильных установок, содержание туннелей и другие административные и коммерческие расходы, составляли порядка 383 тыс. сомони (33,9 тыс. долларов по сегодняшнему курсу) на один километр дороги.
На трассе Душанбе - Чанак подорожают тарифы для проезда
Уже с 2017-го по 2021-й этот же показатель вырос почти до 773 тыс. сомони (68,5 тыс. долларов), но расходы при этом увеличились более чем в 2 раза.
Вторым фактором стал рост на этом фоне национальной валюты по отношению к доллару. Когда на трассе заработали пункты взимания платы за проезд, один доллар стоил 4,3 сомони.
Сегодня "американец" стоит 11,3 сомони, что в 2,9 раза больше, чем в 2010-м. Такое изменение не может не влиять на расходы компании IRS.
"Покупка сырья для дорожных работ, такого как битум и другие предметы первой необходимости, составляет около 2,5 тыс. тонн в год. Спецтехника, современное оборудование, запчасти и дизельное топливо - все закупается из-за рубежа за доллары", - уточнил источник.

Самый "тяжелый" аргумент

Третий фактор, повлиявший на новую ценовую политику обслуживания дорог, - это рост числа большегрузов, которые стали активно ездить по трассе. За последнее десятилетие грузовые перевозки в Таджикистане также выросли.
Если с 2009-го по 2013-й перевозки грузов по трассе Душанбе - Чанак осуществлялись преимущественно автотранспортом грузоподъемностью около 20 тонн, то сегодня по ней в основном колесят автомобили от 25-30 и 40-60 тонн.
Специалисты отмечают, что дорога Душанбе - Чанак со своими особенностями: на ней много подъемов и спусков, а это значит, что есть вертикальные и поперечные нагрузки по всему дорожному полотну.
В Таджикистане закроют тоннель Истиклол: причины и сроки
Одно прохождение больших и тяжелых фур и КамАЗов создает на поверхности асфальта глубокие трещины, которые необходимо ремонтировать в течение года. Такая "тяжелая" активность транспорта привела к резкому сокращению сроков эксплуатации с 10 до 2,4 лет.
Кроме того, чрезмерное движение тяжелых грузов по дорогам приводит к разрушению мостов.
В компании отметили, что без привлечения субсидий IRS восстановила мост через реку Ягноб (территория Айни) на 95-м км трассы, а в настоящее время восстанавливает мост через Аксу в районе Спитамен на 267-м км.

Останутся ли льготы на проезд

Что касается тарифной политики, то в компании предусматривается широкий спектр льгот для жителей городов и сел вдоль трассы Душанбе - Чанак, которые вынуждены перемещаться чаще.
Размер таких льгот составляет от 50% до 85% от установленных тарифов. В настоящее время годовой бюджет компании на предоставление этих льгот оценивается более чем в 1,4 млн сомони (124 тыс. долларов).
Новая тарифная политика IRS также предусматривает разделение тарифов на оплату наличными и безналичными платежами с целью поощрения жителей страны к более активному использованию пластиковых карт.
Повышение коснется тарифов на первую категорию транспортных средств, то есть на автомобили, которые в основном находятся в частной собственности. Рост в среднем составит 32%.
На трассе Душанбе - Худжанд ввели ограничения для транспорта по вечерам
Таким образом, для таких машин плата за проезд через толлинговые плазы увеличится на 2-4 сомони (0,17-0,35 доллара) по безналичному расчету и до 12 сомони наличными (1,06 доллара).
По словам пресс-секретаря филиала компании IRS Далера Мерганова, использование безналичного расчета выгодно и с позиции предотвращения пробок на пунктах пропусков.
"Еще одним преимуществом компании для водителей является то, что они могут бесплатно получить платежную карту или RFID", - заключил Мерганов.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader