275 метров раздора: что делят Душанбе и Бишкек на спорных участках границы
© Sputnik / Илья Питалев
/ Подписаться
Руководство двух стран уже не одно десятилетие пытается решить земельный спор, обернувшийся кровопролитием. Прекратить его может сторонний арбитр, которому доверяют обе стороны
ДУШАНБЕ, 28 янв — Sputnik. Очередной конфликт на границе Таджикистана и Кыргызстана вспыхнул во второй половине дня 27 января.
Согласно заявлению ГКНБ Таджикистана, группа неизвестных с кыргызской территории принудительно остановила автомашину таджикистанца на мосту в районе населенного пункта Ходжаи Аъло. Автомобиль перевозил песок в поселок Сомониён Исфаринского района. Началось все с забрасывания камнями, позже конфликт перерос в вооруженный обстрел.
В ГКНБ Кыргызстана в обострении ситуации на границе обвинили Душанбе. Якобы причиной стычки стала блокировка участка трассы Баткен - Исфана. Таджикская сторона открыла огонь по кыргызстанцам, том числе из минометов.
Ситуацию на границе удалось взять под контроль лишь к утру 28 января. Стороны начали вести активные переговоры, пообещали создать совместную комиссию для расследования инцидента, а также открыть дороги и восстановить поврежденные ЛЭП.
Но конфликты на таджикско-кыргызской границе проходят с завидной регулярностью. Мнением о том, почему республики никак не могут разделить территории и кто может быть виноват в кровопролитиях, поделился со Sputnik Таджикистан журналист-международник, эксперт по политическим, экономическим и социальным вопросам Негматулло Мирсаидов.
Спорные земли
Столкновение на таджикско-кыргызской границе является результатом того, что длительное время две бывшие советские республики не могу решить территориальный спор, объясняет Мирсаидов.
"Более 20-лет ведутся переговоры по границе но до сих пор демаркировано только половина расстояния. Когда стороны дошли до густо населенных районов это работа фактически застопорилась. Стороны зашли в тупик и из этого тупика не могут выходит, начиная с 2014 года", - сказал эксперт.
По его словам, Таджикистан и Кыргызстан расходятся во мнениях в критериях подхода решения этого вопроса.
"Душанбе ориентируется на карты раннее лет, а Бишкек предпочитает рассматривать эти вопросы на основе документов, разработанных значительно позже. При этом решения, утвержденные предыдущими руководителями и правительствами Кыргызстана, новая власть не стремится признавать. И потом все приходилось начинать с нуля. До сих пор половина демаркированной граница не одобрена правительствами двух стран", - подчеркнул Мирсаидов.
Эксперт добавил, что таджикская сторона готова согласовать участки, оговоренные за предыдущие годы. Однако Кыргызстан изменил критерии и требует рассматривались вопросы по фактической ситуации.
"То есть кто где находится - там и должна проходит граница. То есть земли, которые заселены населением одной республики, должны оставаться под юрисдикции того же государства. Но в приграничной зоне Кыргызстаном активно осваивались земли, принадлежащие Таджикистану. Несколько важных экономических объектов были построены за последние на таджикской территории, из логики Бишкека получается, что Душанбе должен отдавать территорию, по которой проходит, например, автодорога Ош – Исфана. Трасса пересекает в трех местах территорию Таджикистана, и на двух участках уже давно стоят кыргызские пограничники. Теперь камнем преткновения стал последний кусок дороги через реку Исфара длинной 275 метров", - пояснил журналист-международник.
Эксперт отметил, что на этот таджикский участок Бишкек начал претендовать после прихода к власти Садыра Жапарова. Однако по самым последним картам СССР территория принадлежит Душанбе, кыргызская сторона получила его в аренду на 49 лет в рамках подписанного соглашения.
"Сегодня затевается очередной конфликт по поводу земель, которые принадлежат Таджикистану. Жарапов называл участок кыргызским и обвинил предыдущее руководство страны в подписании документа на аренду. По его мнению, это соглашение не имеет законной силы. Получается новый президент Кыргызстана не признает ранее достигнутых договоренностей между республиками. Вопрос сегодня осложняется именно этим", - заключил он.
Третья сила
Мирсаидов не исключает, что разжигать конфликт на таджикско-кыргызской границе может заинтересованная третья сторона.
Такой силой он назвал криминальных авторитетов, которые не отдают себе отчет в том, что делают.
"Криминальные элементы могут быть заинтересованы в боестолкновениях в приграничье, чтобы по опыту Джалалабадских и Ошских событий прибрать к рукам местный бизнес. Но они забывают, что те событии происходили внутри одного государства, а нынешние выходят уже на иной уровень. Это другая страна со своими вооруженные силами. Поэтому опасно сталкивать два государства". - высказался собеседник Sputnik Таджикистан.
Он также отметил, что в кыргызских кругах ходят слухи, что Таджикистан боится.
"Это глубочайшее заблуждение. Просто у таджиков, довольно толерантного народа, слишком много терпения. Понимают, что столкновения двух равных по силе государств способно привезти к большому кровопролитию", - пояснил эксперт.
Арбитр для границы
Для решения таджикско-кыргызского спора на границе нужен арбитр, убежден Мирсаидов.
"Многие говорят, что участие третьих стран усложнят все, но это не так. Допустим, Россия заинтересована в том, чтобы в Центрально-Азиатском регионе не было конфликтов. Москва не хочет, чтобы Таджикистан и Кыргызстан попали под негативное воздействия других государств. Также в архивах РФ содержится большое количество документов, способных подтвердить статус тех земель, по которым ведутся споры", - высказался он.
Он обратил внимание, что на границе годами происходят кровопролитные стычки, пока Душанбе и Бишкек не заинтересованы в привлечении арбитров.
"Люди погибают. Есть угроза распространения боестолкновений в другие районы. Все это надо прекратить, а прекратить может только та сила, которому доверяют обе стороны", - пояснил он.
По его мнению, Бишкек и Душанбе не спешат обращаться к России из личных опасений.
"Таджикистан боится, что РФ займет сторону Кыргызстана, поскольку тот является членом таможенного союза и ЕАЭС. А Бишкек, видимо, переживает, что не сможет реализовать планы по стратегически важным участкам границы - коммуникациям, водным источникам и горам туркестанского хребта, где есть много лесных угодий и источников полезных ископаемых", - предположил он.