Все дороги ведут в Таджикистан: страна возродит транзитный Шелковый путь

© Пресс-служба Президента Республики ТаджикистанНовая автомобильная дорога Душанбе-Бактрия
Новая автомобильная дорога Душанбе-Бактрия - Sputnik Таджикистан, 1920, 10.08.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Эксклюзив
У Таджикистана появилась новая глобальная стратегия - в самое ближайшее время республике нужно закрепить за собой статус транзитного государства
ДУШАНБЕ, 10 авг — Sputnik. Министерство транспорта Таджикистана объявило о новой стратегической цели - стать транзитной страной.
Государству удалось выполнить первую задачу - преодолеть коммуникационный тупик. Теперь, по словам министра транспорта Азима Иброхима, основная задача - развить транзитную инфраструктуру.
"Мы получили указание приложить все усилия для того, чтобы превратить Таджикистан в транзитное государство. Возможности есть, но надо работать", - рассказал он на отчетной пресс-конференции ведомства.
Приводя свежие данные по транспортной статистике, он ответил, что, по сравнению с первым полугодием 2021-го, в текущем году были достигнуты значительные результаты.
"Хотя у нас не так много выдающейся статистики по объему грузов, но из того процента, что был ранее и сложился сейчас, виден значительный результат. Если такая тенденция сохранится, мы достигнем поставленной цели", - уточнил министр.
Таджикистан может стать главной транзитной страной в ЦА
Так, по данным Минтранса, за первые 6 месяцев 2022-го по дорогам Таджикистана в соседние страны было перевезено 2,5 тыс. тонн грузов. В прошлом году цифра была равна 1,4 тыс. тонн. Разница в 76,5% и результат налицо.

Транзит на все 4 стороны

Географически Таджикистан расположен так, что легко может быть транзитной страной между всеми своими соседями со всех четырех сторон света.
К этому моменту товары, которые перевозились через республику, в основном шли из Китая в Узбекистан, Туркменистан и Афганистан, а также в обратном направлении.
При этом часть грузов из Туркменистана и Узбекистана, в связи с безопасностью таджикской инфраструктуры, направлялась в афганские районы Кундуз, Тахор и Бадахшан.
Специалисты транспортного ведомства считают, что Таджикистан подготовил все транзитные маршруты с севера на юг и с востока на запад согласно мировым стандартам и необходимой инфраструктуре.
Таким образом, страна может стать "транзитной прямой" между Китаем, Афганистаном, всеми странами Центральной Азии, Россией, Пакистаном и Ираном.
В Минтрансе прокомментировали разрушенные дороги в Таджикистане
Согласно официальной информации, через Таджикистан проходит 8 международных коридоров, среди которых преобладают маршруты, соединяющие Афганистан.
По этим направлениям Китай и северные страны могут соединиться с морскими портами Пакистана и Ирана.

Возрождая Шелковый путь

Напомним, что еще в 2014-м Минтранспорта предложил инвестиционный план создания транспортных коридоров, соединяющих страну с Пакистаном и Ираном.
По этому проекту предусматривались три пути сообщения с Пакистаном через Афганистан.
Первый маршрут:
Душанбе - Дангара - Куляб - Калаихум - Хорог - Ишкашим (граница Афганистана) - перевал Дора (через Ваханский коридор до границы Афганистана и Пакистана) - Читрал и далее через Пешавар в Карачи протяженностью 917 км.
Где на Таджикистан приходится 717 км, на Афганистан - 118 км и Пакистан - 82 км пути.
Второй маршрут:
Душанбе - Лаби Джар - Тавильдара - Калаихум - Хорог - Ишкашим (граница Афганистана) - перевал Дора (через Ваханский коридор до границы Афганистана и Пакистана) - Читрал, а затем через Пешавар в Карачи длиной 831 км.
Где на Таджикистан приходится - 631 км, Афганистан - 118 км и Пакистан - 82 км дорог.
Третий маршрут:
Душанбе - Бохтар - Дусти - Нижний Пяндж (граница Афганистана) - Кундуз - Кабул - Джелалабад - граница Пакистана - Пешавар и далее Карачи протяженностью 797 км.
Где на Таджикистан приходится 185 км, Афганистан - 557 км, Пакистан - 55 км. И этот путь в настоящее время активен.
Так, по данным Министерства транспорта Таджикистана, за последние полгода 43% всех коммерческих грузов поступило в страну именно по третьему маршруту.
Кроме того, Таджикистан усовершенствовал большинство из этих маршрутов, но с приходом к власти талибов в Афганистане первые два проекта затянулись.
Не исключено, что они сейчас утратили свою привлекательность с точки зрения экономии и безопасности. Азим Иброхим рассказал, что план реализации двух первых путей годами обсуждался, но сейчас все заморожено.
Таджикистан намерен увеличить использование электромобилей
"Каждая строящаяся дорога должна быть обоснована с экономической точки зрения. Также есть идея создать тоннели в части Ваханской долины при строительстве этих дорог", - уточнил руководитель министерства.
Очевидно, для реализации этой стратегии одной таджикской решимости мало, ведь необходима существенная координация с афганской стороной. Для того чтобы Таджикистан стал транзитным государством, должны быть совместимы и предпосылки, и региональные потребности.
Теперь, как бы это ни звучало странно, очень многое будет зависеть от того, какой будет ситуация в соседнем Афганистане. Благо последние данные статистики внушают надежду.
Лента новостей
0