Кровавый Ризвон: появление, взлет и падение террориста №1 в Таджикистане

© Sputnik / Р. Мангасарян / Перейти в фотобанкГражданская война в Таджикистане
Гражданская война в Таджикистане - Sputnik Таджикистан, 1920, 06.12.2022
Подписаться
Эксклюзив
Мрачная история об одном из самых жестоких командиров гражданской войны, которая закончилась лишь спустя 19 лет после его смерти
ДУШАНБЕ, 6 дек — Sputnik. 25 лет назад подразделения спецназа Таджикистана провели операцию по задержанию Ризвона Содирова - человека, имя которого в 90-х было известно любому жителю страны. Арестовать его не удалось, пришлось ликвидировать.
Есть индивиды, про которых говорят: "У него руки по локоть в крови". Если смотреть на биографию Содирова, то он был залит ей буквально по уши, убивая не задумываясь и не делая разницы между врагами и соратниками. Именно из-за этой кровожадности руководство Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) сместило его с поста командующего ее вооруженными отрядами.
Тогдашние СМИ называли Ризвона "террорист №1". И в этом есть толика истины, ведь именно он привнес в действительность Таджикистана термин "захват заложников". Этот прием он использовал для решения любых проблем как с властями, так и со сторонниками. Хотя, казалось бы, в начале его биографии ничто не предвещало подобного.

Джихадист-ресторатор

Ризвон Содиров родился 8 апреля 1964 года в кишлаке Тезгари-поен поселка Гулистон (ныне - район Рудаки). Закончил 48-ю школу Ленинского района. Один год отучился в Дальневосточном морском училище.
Ему было 28 лет, когда Таджикистан захлестнул вооруженный конфликт. К тому времени он был мелким предпринимателем, владел частным ресторанчиком, швейным цехом и мелкой АЗС.
Некоторые исследователи, упоминая о ресторанном прошлом Ризвона, проводят параллели с лидером Народного фронта Таджикистана Сангаком Сафаровым, который работал буфетчиком.
Мол, оба торговали спиртным, но один примкнул к коммунистам, а второй - к исламистам. Но они упускают из виду один важный нюанс - Сангак действительно был идейным последователем советской власти, а Ризвон просто искал выгоду.
"Ризвон, будучи очень коварным по натуре, искусно втерся к нам в доверие, вел двойную игру, целовал руки и выдавал себя за нашего преданного последователя", - вспоминал позже козикалон (духовный лидер) Таджикистана Ходжи Акбар Тураджонзода.
Таким образом, Ризвон получил "патент" на создание НВФ (незаконного вооруженного формирования) в поселке Нефтяник, денно и нощно творившего бесчинства в этом районе, за что оно и было разоружено бойцами ОМОН.
Но тогдашний министр внутренних дел республики Мамадаёз Навджувонов, поддавшись на уговоры авторитетных оппозиционеров, распорядился это оружие вернуть.
Судьбоносное заседание: что дала Таджикистану сессия Верховного совета-92
В народе ходила байка, якобы Содиров вместо учебы в морском училище прошел спецподготовку на одной из секретных баз ГРУ (Главное разведывательное управление Минобороны РФ).
Отечественные же спецслужбы уверены, что тот работал на иностранные разведывательные структуры. Да он и сам этого не скрывал.
"Я сотрудничал со многими странами, это обычное дело, ведь у нас есть там много единомышленников, и мы здесь защищаем их интересы", - открыто заявил Ризвон в интервью с таджикским журналистом.

Карьерный взлет: военный командующий ОТО

Операцией, которая возвысила имя Ризвона Содирова среди исламистов, стал разгром отрядов Сафарали Кенджаева и Рустама Абдурахимова 24 октября 1992-го.
Второго он расстрелял лично на глазах у изумленных соратников, хотя Абдурахимов был к тому времени уже сломлен и согласился записать видеообращение своим сторонникам с приказом покинуть Душанбе, куда они с боями вошли накануне.
Однако двумя месяцами позже, в декабре 1992-го, правительственные войска все же отбили столицу, а затем, развивая наступательный прорыв, захватили административные центры районов Кофарнихон и Яван. Полевые командиры ОТО с отрядами ринулись к границе с Афганистаном.
Ризвон же атаковал районную тюрьму, убил 2 надзирателей, а еще 17 взял в заложники. Затем выпустил на волю 760 заключенных и увел их с собой в Ромитское ущелье.
Вооружить такое количество новобранцев своими силами он был не в состоянии. Отобрав 200 человек, остальных заключенных Ризвон распустил по домам. Придя в Ромит, он распорядился строить оборонительные укрепления. Спустя неделю, оставил за себя своего зама и поехал в Каратегин, где провозгласил "Исламскую республику Гарм".
Здесь он продолжил вооруженное сопротивление до конца 1993-го, расстреливая всех несогласных из числа местных жителей, часто всего лишь за одно возражение.
Вытеснить Ризвона из Гарма смог только отряд десантников 15-й бригады ГРУ, базировавшейся в Узбекистане. В ее составе было 30 ветеранов афганской войны, имевших огромный боевой опыт. Содирова с отрядом вынудили уйти в Афганистан.
Хочешь мира - готовься к войне: грозит ли Таджикистану вторжение талибов
Здесь он занял должность командующего военными формированиями ОТО и под руководством Ахмад Шаха Масуда успешно бил талибов, его авторитет среди полевых командиров поднялся на невиданный уровень.
Но беспредельная жестокость Содирова, который не задумываясь расстреливает любого оппонента, привело к тому, что руководство ОТО сняло его с поста.

Бесславный конец и недожеванный "Сникерс"

Лишившись поддержки соратников, Ризвон решает вернуться на родину, для чего связывается с властями Таджикистана. Большинство членов правительства категорически возражает против этого шага, но тогдашний командующий Президентской гвардией республики Гаффор Мирзоев сумел продавить положительное решение.
27 ноября 1996 года в программе "Ахбор" таджикского ТВ сообщили, что бывший командующий вооруженными силами ОТО Ризвон Содиров вместе с подчиненными перешел на сторону конституционного правительства.
Затем он сам в присутствии местных и иностранных журналистов официально подтвердил эту новость, подчеркнув, что намерен лично приложить усилия для достижения мира и стабильности в Таджикистане.
Но споры вокруг этого неординарного решения никак не заканчивались, процесс возвращения домой затягивался, и у Ризвона лопнуло терпение. Чтобы самостоятельно перейти границу, он со старшим братом Бахромом разрабатывает план традиционного захвата заложников, но уже выше рангом. Речь идет о сотрудниках международных организаций.
В начале февраля 1997-го боевики Бахрома берут в плен 2 сотрудников Международного Красного креста, 5 военных наблюдателей ООН и 5 российских журналистов, приехавших освещать это событие, - съемочную группу телекомпании НТВ, а также корреспондентов "Интерфакс" и ИТАР-ТАСС.
Отголоски 30-летней давности: воспоминания о гражданской войне в Таджикистане
На переговоры об освобождении этих лиц прибывает тогдашний министр госбезопасности Таджикистана Саидамир Зухуров и пополняет список заложников Бахрома.
После недели напряженного трехстороннего общения (правительство, Бахром и Ахмад Шах Масуд) договоренность достигнута, Ризвона с 40 бойцами пропускают через границу. Пленных при этом не отпускают.
К слову, узнав об этом, Ахмад Шах Масуд изрек пророческую фразу: "Ризвон наплевал на хлеб-соль, которыми его потчевали, и за это сдохнет как собака".
Как только заложников освободили, силовые структуры республики начали спецоперацию по уничтожению зарвавшихся боевиков. В итоге Бахрома арестовывают, а Ризвону удается сбежать.
29 ноября 1997-го террорист захватил сотрудницу ООН Карин Манн. Операцию по ее вызволению из плена готовила группа спецназа ГКНБ Таджикистана "Альфа".
"Все началось около 8 часов утра. В первом круге шли наши ребята. Дальше было еще два круга - группы захвата из числа чекистов и МВД. Во время переговоров, насколько я знаю, Ризвон в обмен на освобождение Карин Манн требовал отпустить брата - Бахрома. Но ему никто не поверил, не было еще случая, чтобы он отпускал заложников живыми", - вспоминает один из офицеров.
Уже после штурма, когда спецназовцы ворвались в дом, они обнаружили там 5 трупов боевиков и тело Карин Манн. Перед смертью последний из оставшихся соратников Ризвона убил женщину. Сам он опять пропал…
Позже в СМИ писали, что Содиров скрывался в доме своей 16-летней жены, и его выдала ее мать. В тоннель, где прятался террорист, пустили воду, а потом бросили гранаты. Когда вошли внутрь, в его конце нашли труп полевого командира.
"Это красивая версия для журналистов. На самом деле Ризвон из дома жены перебрался по подземному ходу в соседний (афганский опыт, там постоянно тоннели для бегства роют). А в этом доме дежурил наш патруль - автоматчик, пулеметчик и снайпер. Когда Содиров начал выбираться на поверхность, пулеметчик от неожиданности дал короткую очередь, 3 пули попали в голову. Он как раз в это время "Сникерс" жевал, так и помер с огрызком шоколадки во рту", - сказал офицер.
Слова Ахмад Шаха оказались пророческими, но деятельность сторонников Содирова не завершилась даже после его смерти. В 2008-м ФСБ РФ передала правоохранительным органам Таджикистана двух братьев Содирова, "причастных к преступлениям террористического характера".
История о кровавой группировке "террориста №1" в Таджикистане завершилась в декабре 2016-го, спустя ровно 19 лет с момента его ликвидации - тогда суд Нурабадского района приговорил Саиджона Мирзоева, уроженца кишлака Тегирми, к 5 с половиной годам лишения свободы за незаконное хранение арсенала, принадлежавшего Ризвону Содирову.
Лента новостей
0