https://tj.sputniknews.ru/20230916/voda-ugrozy-aral-sammit-dushanbe-1059426480.html
Воды все меньше, угроз все больше: чем запомнился "Аральский саммит" в Душанбе
Воды все меньше, угроз все больше: чем запомнился "Аральский саммит" в Душанбе
В столице Таджикистана прошло заседание совета Международного фонда спасения Арала, главной особенностью которого стали крайне мрачные прогнозы лидеров региона
2023-09-16T19:58+0500
2023-09-16T19:58+0500
2023-09-16T19:58+0500
новости душанбе
таджикистан
аналитика
центральная азия
вода
экология
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/102920/47/1029204745_0:156:3001:1844_1920x0_80_0_0_4c5bce86ae1a7ef713a2e9fb9e6c0b1e.jpg
ДУШАНБЕ, 16 сен — Sputnik. Во встрече приняли участие президенты Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а от Кыргызстана, который еще в 2016 году принял решение заморозить полноценное участие в МФСА, был первый зампредседателя Кабинета министров страны Адылбек Касымалиев.Вообще подобные мероприятия по всему миру, в том числе и на самом высоком уровне в ООН, частенько отличаются большим количеством общих, ни к чему не обязывающих слов, многократным "выражением обеспокоенности" и минимумом конкретных решений.Нынешнее заседание "Аральского фонда" было не таким. Если описать его в трех словах – жестко, пугающе, детально. Мы решили оценить, о чем предупреждают лидеры стран Центральной Азии и есть ли у региона, по их мнению, шанс избежать водной катастрофы.Климатическая необратимостьВсего за час публичного выступления за круглым столом, лидеры стран Центральной Азии успели детально рассказать о проблеме Арала, о ситуации с водными ресурсами в регионе и об экологических прогнозах на будущее. В итоге президенты показали ситуацию, что называется, без "розовых очков" и весьма тревожно."Температура в нашем регионе растет намного быстрее, чем в среднем на планете. Это приводит к сокращению площади ледников – главного источника воды в бассейне Аральского моря. Их объем за последние 50 лет сократился на 30%. По оценкам аналитиков, к 2050 году засухи в Центральной Азии могут нанести ущерб в размере 1,3% от ВВП в год, что приведет к появлению около 5 млн внутренних климатических мигрантов", — заявил Касым-Жомарт Токаев на форуме в Душанбе.На примере Казахстана, он пояснил, как все страны Аральского региона сталкиваются с проблемами неэффективного использования воды и какие могут быть последствия игнорирования экологических угроз.По его словам, в республике крайне высока степень зарегулированности стока двух основных рек Центральной Азии – Сырдарьи и Амударьи. Действительно, недавно аналитики подсчитали, что к концу десятилетия объем доступной воды в стране будет стремительно уменьшаться.Как спасти от засухи Центральную Азию: план МирзиёеваВ Минэкологии Казахстана считают, что прогноз до 2029 года показывает сокращение внутренних ресурсов речного стока со 102,3 до 99,4 куб. км за счет сокращения притока с территории сопредельных стран с 51,5 до 46,5 куб. км.Однако из-за нерационального использования воды в Казахстане ожидается увеличение антропогенной нагрузки и обострение различных социально-экологических проблем. Что создает серьезные риски региональной безопасности.В контексте проблем региональной безопасности водную проблему обсуждал и президент Таджикистана Эмомали Рахмон, выступавший в качестве хозяина и модератора заседания.И даже президент Кыргызстана, который не присутствовал лично на Аральском заседании, за день до этого успел поделиться своим беспокойством по поводу водной проблемы и отметил, что в последнее время в регионе все чаще наблюдаются аномальные морозы, длительная засуха и маловодье."Без ледников не будет воды, а без воды нет жизни. Нерешенность водно-энергетических проблем в одной стране может отражаться на обеспечении водой других государств ЦА", - заявил Садыр Жапаров.Рахмон предложил создать площадку для решения проблем энергетики в ЦАПрогноз и выступление главы Узбекистана оказались ещё тревожнее, чем у его коллег. Шавкат Мирзиёев с первых слов заявил о том, что дефицит воды в ЦА приобрел острый и необратимый характер и в будущем будет только усугубляться."В некоторых районах ЦА нагрузка на водные ресурсы увеличится к 2040 году в 3 раза. Уже сейчас государства ЦА ежегодно теряют до 2 млрд долларов из-за дефицита и неэффективного использования. А ущерб, вызванный ухудшением экологической обстановки, может достигать до 11% регионального ВВП", - отметил он.Канал у талибов, а проблемы у всех остальныхПо словам главы Узбекистана, ситуация усугубляется тем, что к разделу водных ресурсов присоединился еще один игрок – Афганистан. У которого есть большие водные проекты, но нет никаких официальных договоренностей с действующими властями стран Центральной Азии.Речь идет о канале "Куштепа" глубиной 8,5 м в Афганистане, про строительство которого стало известно в марте 2023 года. По плану его длина должна составить 285 км, ширина – 100 м. Проект строительства рассчитан на пять лет, а после его завершения Афганистан будет получать не менее 1/3 воды из Амударьи. По замыслу талибов, канал будет снабжать водой три района на севере Афганистана. Всего на канал планируется потратить 60 млрд афгани (почти 667 млн долларов). С его помощью Афганистан собирается орошать 50–60 тыс. га.И, по мнению Мирзиёева, главам стран ЦА нужно решать вопрос с Кабулом уже сейчас, не дожидаясь пока гипотетическая проблема обернется реальным конфликтом.Борьба за водные ресурсы в Центральной Азии обостряется"Необходимо сформировать совместную рабочую группу для изучения всех аспектов, связанных со строительством канала и его влиянием на водный режим Амударьи, с привлечением научно-исследовательских институтов наших стран", - пояснил он.Коллективная битва за водуК счастью, одними тревожными прогнозами дело не ограничилось. Каждый президент также поделился своим видением решения проблемы или хотя бы предложил базовый механизм диалога между государствами по вопросам водопользования и сбережения водных ресурсов.Например, Эмомали Рахмон предложил создание в рамках МФСА специальной площадки для урегулирования вопросов, связанных с энергетической безопасностью.В свою очередь президент Туркменистана Бердымухамедов отчасти поддержал инициативу главы Таджикистана, предложив привлекать в качестве независимых экспертов сторонних наблюдателей и создать региональный центр по климатическим технологиям, работающий в тесной связке с ООН.Что касается инициатив кыргызстанской стороны, то Садыр Жапаров высказал весьма оригинальную точку зрения проблемы, с которой едва ли согласятся все соседи по региону. Конкретно, он предложил заинтересованным странам объединить усилия для привлечения инвестиций в водный сектор Кыргызстана, так как в Кыргызстане формируется почти половина водных ресурсов региона.Но были с его стороны и более прикладные и компромиссные варианты. Так президент КР предложил начать работу над возобновлением сотрудничества в рамках соглашения об использовании ресурсов рек Нарын и Сырдарья между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.По словам Жапарова, это позволит не только более эффективно использовать водно-энергетические ресурсы, но и повысит устойчивость к различным природным воздействиям.Преодоление дефицита: актуальна ли идея поворота сибирских рек в ЦА?Точка зрения Узбекистана на водную проблему региона оказалась традиционно взвешенной, но при этом – достаточно прагматичной. Так, Шавкат Мирзиёев предложил заняться реформированием фонда на основе межсекторального принципа, то есть с учетом современных экологических угроз на основе комплексных подходов по порядку "вода – энергия – продовольствие".И вынес предложение каждой из стран взять на себя обязательства по привлечению иностранной помощи в региональные проекты путем установления конкретных целевых показателей, а также разработать механизмы привлечения и распределения инвестиций и технической помощи на основе координации председательствующей стороны.
центральная азия
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2023
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/102920/47/1029204745_166:0:2833:2000_1920x0_80_0_0_4027b399dd378babde9ce4284cebf445.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
таджикистан вода саммит центральная азия экология
таджикистан вода саммит центральная азия экология
Воды все меньше, угроз все больше: чем запомнился "Аральский саммит" в Душанбе
Эксклюзив
В столице Таджикистана прошло заседание совета Международного фонда спасения Арала, главной особенностью которого стали крайне мрачные прогнозы лидеров региона
ДУШАНБЕ, 16 сен — Sputnik. Во встрече приняли участие президенты Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а от Кыргызстана, который еще в 2016 году принял решение заморозить полноценное участие в МФСА, был первый зампредседателя Кабинета министров страны Адылбек Касымалиев.
Вообще подобные мероприятия по всему миру, в том числе и на самом высоком уровне в ООН, частенько отличаются большим количеством общих, ни к чему не обязывающих слов, многократным "выражением обеспокоенности" и минимумом конкретных решений.
Нынешнее заседание "Аральского фонда" было не таким. Если описать его в трех словах – жестко, пугающе, детально. Мы решили оценить, о чем предупреждают лидеры стран Центральной Азии и есть ли у региона, по их мнению, шанс избежать водной катастрофы.
Климатическая необратимость
Всего за час публичного выступления за круглым столом, лидеры стран Центральной Азии успели детально рассказать о проблеме Арала, о ситуации с водными ресурсами в регионе и об экологических прогнозах на будущее. В итоге президенты показали ситуацию, что называется, без "розовых очков" и весьма тревожно.
"Температура в нашем регионе растет намного быстрее, чем в среднем на планете. Это приводит к сокращению площади ледников – главного источника воды в бассейне Аральского моря. Их объем за последние 50 лет сократился на 30%. По оценкам аналитиков, к 2050 году засухи в Центральной Азии могут нанести ущерб в размере 1,3% от ВВП в год, что приведет к появлению около 5 млн внутренних климатических мигрантов", — заявил Касым-Жомарт Токаев на форуме в Душанбе.
На примере Казахстана, он пояснил, как все страны Аральского региона сталкиваются с проблемами неэффективного использования воды и какие могут быть последствия игнорирования экологических угроз.
По его словам, в республике крайне высока степень зарегулированности стока двух основных рек Центральной Азии – Сырдарьи и Амударьи. Действительно, недавно аналитики подсчитали, что к концу десятилетия объем доступной воды в стране будет стремительно уменьшаться.
В Минэкологии Казахстана считают, что прогноз до 2029 года показывает сокращение внутренних ресурсов речного стока со 102,3 до 99,4 куб. км за счет сокращения притока с территории сопредельных стран с 51,5 до 46,5 куб. км.
Однако из-за нерационального использования воды в Казахстане ожидается увеличение антропогенной нагрузки и обострение различных социально-экологических проблем. Что создает серьезные риски региональной безопасности.
"Казахская пословица гласит: вода – источник благополучия. Считаю, что наши государства при формировании водной политики должны исходить из того, что вода – это ограниченный природный ресурс, от которого напрямую зависит благополучие и устойчивое развитие всего региона", — резюмировал Токаев.
В контексте проблем региональной безопасности водную проблему обсуждал и президент Таджикистана Эмомали Рахмон, выступавший в качестве хозяина и модератора заседания.
"Маловодье, засуха, сели и оползни, которые мы наблюдаем уже несколько лет подряд, оказывают негативное влияние не только на сельское хозяйство, но и в целом на социальную ситуацию и безопасность региона", - подчеркнул таджикский лидер.
И даже президент Кыргызстана, который не присутствовал лично на Аральском заседании, за день до этого успел поделиться своим беспокойством по поводу водной проблемы и отметил, что в последнее время в регионе все чаще наблюдаются аномальные морозы, длительная засуха и маловодье.
"Без ледников не будет воды, а без воды нет жизни. Нерешенность водно-энергетических проблем в одной стране может отражаться на обеспечении водой других государств ЦА", - заявил Садыр Жапаров.
Прогноз и выступление главы Узбекистана оказались ещё тревожнее, чем у его коллег. Шавкат Мирзиёев с первых слов заявил о том, что дефицит воды в ЦА приобрел острый и необратимый характер и в будущем будет только усугубляться.
"В некоторых районах ЦА нагрузка на водные ресурсы увеличится к 2040 году в 3 раза. Уже сейчас государства ЦА ежегодно теряют до 2 млрд долларов из-за дефицита и неэффективного использования. А ущерб, вызванный ухудшением экологической обстановки, может достигать до 11% регионального ВВП", - отметил он.
Канал у талибов, а проблемы у всех остальных
По словам главы Узбекистана, ситуация усугубляется тем, что к разделу водных ресурсов присоединился еще один игрок – Афганистан. У которого есть большие водные проекты, но нет никаких официальных договоренностей с действующими властями стран Центральной Азии.
"В нашем регионе появился новый участник процесса водопользования, который не связан с нашими странами какими-либо обязательствами. Афганская сторона ведет активное строительство канала Куштепа. Его ввод может кардинально изменить водный режим и баланс в ЦА", - предположил Мирзиёев.
Речь идет о канале "Куштепа" глубиной 8,5 м в Афганистане, про строительство которого стало известно в марте 2023 года. По плану его длина должна составить 285 км, ширина – 100 м. Проект строительства рассчитан на пять лет, а после его завершения Афганистан будет получать не менее 1/3 воды из Амударьи.
По замыслу талибов, канал будет снабжать водой три района на севере Афганистана. Всего на канал планируется потратить 60 млрд афгани (почти 667 млн долларов). С его помощью Афганистан собирается орошать 50–60 тыс. га.
И, по мнению Мирзиёева, главам стран ЦА нужно решать вопрос с Кабулом уже сейчас, не дожидаясь пока гипотетическая проблема обернется реальным конфликтом.
"Необходимо сформировать совместную рабочую группу для изучения всех аспектов, связанных со строительством канала и его влиянием на водный режим Амударьи, с привлечением научно-исследовательских институтов наших стран", - пояснил он.
Коллективная битва за воду
К счастью, одними тревожными прогнозами дело не ограничилось. Каждый президент также поделился своим видением решения проблемы или хотя бы предложил базовый механизм диалога между государствами по вопросам водопользования и сбережения водных ресурсов.
Например, Эмомали Рахмон предложил создание в рамках МФСА специальной площадки для урегулирования вопросов, связанных с энергетической безопасностью.
В свою очередь президент Туркменистана Бердымухамедов отчасти поддержал инициативу главы Таджикистана, предложив привлекать в качестве независимых экспертов сторонних наблюдателей и создать региональный центр по климатическим технологиям, работающий в тесной связке с ООН.
Что касается инициатив кыргызстанской стороны, то Садыр Жапаров высказал весьма оригинальную точку зрения проблемы, с которой едва ли согласятся все соседи по региону. Конкретно, он предложил заинтересованным странам объединить усилия для привлечения инвестиций в водный сектор Кыргызстана, так как в Кыргызстане формируется почти половина водных ресурсов региона.
Но были с его стороны и более прикладные и компромиссные варианты. Так президент КР предложил начать работу над возобновлением сотрудничества в рамках соглашения об использовании ресурсов рек Нарын и Сырдарья между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.
По словам Жапарова, это позволит не только более эффективно использовать водно-энергетические ресурсы, но и повысит устойчивость к различным природным воздействиям.
Точка зрения Узбекистана на водную проблему региона оказалась традиционно взвешенной, но при этом – достаточно прагматичной. Так, Шавкат Мирзиёев предложил заняться реформированием фонда на основе межсекторального принципа, то есть с учетом современных экологических угроз на основе комплексных подходов по порядку "вода – энергия – продовольствие".
И вынес предложение каждой из стран взять на себя обязательства по привлечению иностранной помощи в региональные проекты путем установления конкретных целевых показателей, а также разработать механизмы привлечения и распределения инвестиций и технической помощи на основе координации председательствующей стороны.