Табу или спасение: с какими запросами приходят к психологу в Таджикистане
21:50 22.11.2023 (обновлено: 17:09 27.11.2023)
© iStock.com \ bymuratdenizНа приеме у психолога
© iStock.com \ bymuratdeniz
Подписаться
Эксклюзив
Таджикистанцы относятся к профессии психолога по-разному - одни говорят, что за деньги сами раздавали бы советы, другие путают его с волшебником
ДУШАНБЕ, 22 ноя — Sputnik. Раньше люди шли к священнику за отпущением грехов, проговаривая на исповеди мучивший вопрос, либо обращались с молитвой к Всевышнему или за советом к мудрецу.
В XX веке функцию "лекаря душ" отчасти принял на себя такой специалист, как психолог. И хотя некоторые люди принимают его за врача с волшебными пилюлями и советами, на самом деле его задача - выслушать, разобраться в деталях и понять, как помочь клиенту.
В Таджикистане психолог - до сих пор экзотичная профессия, и многие люди по-прежнему стесняются идти со своими проблемами к этим "целителям душ". Sputnik Таджикистан решил выяснить, кто и с какими запросами обращается за психологической помощью и узнать побольше о специфике этой профессии в стране, побеседовав с частным специалистом Наргис Тоймастовой.
Если болезни не лечатся, поможет психолог
"Принимая клиента в первый раз, я обычно спрашиваю - знает ли он, в чем заключается работа психолога. И на этот вопрос правильно ответить могут не все. Приходится объяснять, кто такой психолог и чем он может помочь", - говорит Наргис Тоймастова.
Иногда клиенты говорят, что уже были у одного психолога и он прописал лекарства, но психологические проблемы таблетками не лечатся. Получается, люди сами точно не знают, к кому идут по чьей-либо рекомендации. И конечно, никто не проверяет наличие сертификата и опыта работы, поясняет она.
В практике Наргис был случай: пришла клиентка, которой по рекомендации эндокринолога удалили зоб 2-3-й степени, так как в моменты эмоциональных переживаний возникали спазмы в горле и женщина начинала задыхаться.
Во время операции ей повредили голосовые связки и трахею, и она стала разговаривать с присвистом. Кстати, задыхаться женщина не перестала, ведь психологический фактор проблемы остался. Ошибочно было слепо довериться одному специалисту, не получив рекомендаций от остальных.
Сейчас у населения Таджикистана только появляется доверие к психологам, и люди стали обращаться чаще, приезжая в крупные города (Душанбе, Худжанд, Куляб, Бохтар или Хорог) даже из отдаленных районов. А для тех, кто не может приехать, иногда проводятся онлайн-встречи и психологические тренинги. Но все же говорить о том, что психологическая практика развита в Таджикистане, пока рано.
"Согласно статистике, среди клиентов психолога около 70% - женщины, 20% - мужчины и 10% - дети. Средний возраст клиентов - от 25 до 40 лет", - отметила специалист.
Может быть, вы слышали термин "психосоматика" или выражение "все болезни от нервов"? Многие соматические заболевания действительно возникают в силу психологических факторов, а человек долго не может понять, чем болен, ведь все анализы в норме.
Наргис в основном посещают именно такие клиенты - она их последняя надежда. Вот только многие ждут волшебного лекарства или универсального рецепта, а не длительной упорной работы над собой в паре с психологом.
Приходят они, потому что плохое самочувствие мешает нормально жить и работать, а походы по врачам и тонны лекарств не приносят должного облегчения. Такие клиенты жалуются на сильные головные боли, боли в теле, панические атаки, зацикленность на одной мысли, частые обмороки и другие симптомы.
В подобных случаях специалист должен изучить проблему, путем беседы раскопать первопричину, то есть то, что предшествовало первому симптому конкретной проблемы со здоровьем. Ведь негативная энергия возникает не просто так, и если она не находит выхода, то застревает в каком-либо органе и проявляется в виде заболевания, считает психолог.
Психика устроена очень тонко, поэтому грань между физическим и психическим здоровьем размыта и неустойчива. Психолог отмечает, что, если проблемы проявляются в виде физических заболеваний - полбеды, и гораздо хуже, если они перерастают в психические заболевания, которые лечатся у психиатра.
О работе с детьми
В последнее время родители стали уделять больше внимания поведению детей, отметила психолог. Ребенок - незрелая личность и наиболее подвержен психологическому воздействию различных факторов и окружающих его людей.
Многие травмы начинаются из детства - будь то неправильные взаимоотношения внутри семьи или травля в школе. Поэтому детям (не менее чем взрослым) требуется помощь психолога, особенно если речь идет о подростках, вступивших в "трудный" возраст. Появляются недопонимание и конфликты с близкими, а также сложности во взаимодействии со сверстниками и проблемы в учебе.
Отец или мать, приводя чадо к психологу, не осознают, что в ряде случаев источником проблемы является их неграмотное и неправильное взаимодействие с собственными детьми. Они не видят в ребенке личность, не слышат и не понимают его, навязывая собственные установки и взгляды на жизнь – так же говорит Наргис.
В работе с детьми очень помогают их рисунки. Надо просто предложить ребенку изобразить на листке бумаги то, что ему хочется, а затем уделить внимание тому, что получилось. Если нарисована семья, то по размеру и цвету изображенных фигур можно понять, кого он видит в своей жизни: кто ему близок, а кто далек, какие у него страхи, есть ли агрессия и прочее.
"Темные цвета и сильный нажим указывают в первую очередь на тревожность, и, расспросив ребенка в присутствии родителей, можно выяснить ее причину. Бывает также, что, изображая близких, он "забывает" кого-то из членов семьи или себя, и это тоже указывает на проблему", - пояснила специалист.
Настораживающий момент - когда на рисунке ничего не понятно и он в траурных тонах, но тут, конечно, надо учитывать возраст художника. А если картинка получилась красочной, на ней присутствуют все члены семьи и улыбаются, то все более-менее благополучно.
Какие проблемы бывают в семье?
Помимо проблем со здоровьем, к Наргис Тоймастовой обращаются жертвы домашнего насилия. Согласно статистике, в Таджикистане в разной степени есть все четыре вида семейного насилия: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое.
Например, женщина часто подвергается травле со стороны супруга (партнера) и членов его семьи, а на развод подавать боится, так как не хочет опозорить свой род. Приходится терпеть все обиды и унижения до последнего, и порой дело доходит до суицида.
Другой пример - во многих семейных парах мужья запрещают женам работать и реализовать себя в профессии или творчестве, обязывая сидеть дома и воспитывать детей. Но не каждая женщина - прирожденная домохозяйка, и, бывает, ей жизненно важно реализоваться в какой-либо сфере, а муж убеждает, что это лишнее и он сам может обеспечивать семью.
Тогда, по словам психолога, в паре возникает конфликт, и женщина теряет вкус к жизни, несмотря на материальный достаток. На фоне постоянного стресса и нереализованности появляются проблемы с физическим или психическим здоровьем. А если она пытается доказать мужу правоту, тот зачастую применяет силу. В итоге в одной семье бывает несколько видов насилия, которые могут закончиться страшными последствиями.
Кто уходит после первого сеанса
Психологи предлагают краткосрочную и долгосрочную терапию, успешность которой напрямую зависит от человека. Если он всерьез настроен на изменения к лучшему, активно выполняет задания и охотно поддается различным техникам и методикам, то на 6-10-м сеансе обычно возвращается к нормальной жизни.
Но чем старше человек, тем сложнее работать с его мышлением, помогая привить позитивные привычки и установки. Ведь он привык годами, например, жалеть себя и быть жертвой, и за несколько дней точно не сможет изменить собственные взгляды.
"Чтобы помочь человеку справиться с проблемой, требуется курс, и одним сеансом дело не обходится. Редко кто-то раскрывается в первую встречу, ведь не каждый способен сразу говорить о наболевшем", - поясняет Наргис Тоймастова.
Многие клиенты не возвращаются после первого сеанса, так как не понимают, что для изменений к лучшему надо много работать над мышлением, эмоциями, привычками и внутренними установками, отметила она.
Работа над собой в паре с психологом может занять больше месяца, чтобы у человека закрепились позитивные привычки. Людям такое не всегда нравится - они разочаровываются в психологе, а по факту просто не готовы приложить усилия, так как им придется работать над собой всю последующую жизнь, но уже самостоятельно. Проще снова пойти к врачу и получить очередной рецепт на лекарства.
Некоторые люди не готовы или не в состоянии оплачивать услуги психолога, и порой удивляются тому, что они на платной основе. Есть и те, кто готов платить, но не верит в собственные силы и убежден, что у него ничего не получится.
В итоге проблемы и неумение справиться со стрессовыми ситуациями остаются нерешенными, и человек продолжает постоянно пребывать в психологическом напряжении, теряет энергию и более подвержен различным заболеваниям или обострению хронических болячек, также отметила специалист.
Людям нужно больше информации
"Чтобы люди понимали важность психологической стабильности и охотно шли к психологу, в первую очередь необходимо осознание и понимание того, что корень многих проблем находится в психике. Не все могут самостоятельно справляться с ними, но их необходимо решать", - говорит Наргис.
Главная боль развития психологической практики в Таджикистане - в недостаточном информировании населения о том, кто такой психолог и чем он занимается. Необходимо постоянно давать информацию в СМИ, чтобы люди знали о специалистах, которые помогут там, где бессильны врачи. Обратная связь от пациентов в этом вопросе играет немаловажную роль, но люди не особо хотят афишировать посещение психолога, также отметила она.
Зачастую клиенты приходят анонимно, боясь критики и осуждения. С проблемами в личной жизни чаще обращаются мужчины, а их жены отказываются от совместного решения в кабинете у психолога. Это неправильно, так как в конфликте всегда виноваты обе стороны, и это может подтвердить любой специалист.
Культура посещения психолога в Таджикистане только начинает прививаться, и, по мнению Наргис Тоймастовой, это должно быть принято в каждой семье.