Навруз, Сада, Мехргон, Тиргон - противоречат ли национальные праздники исламу?
© Sputnik / Iskander Aminov / Перейти в фотобанкУчастницы празднования Навруза в Гиссарской крепости в Таджикистане

© Sputnik / Iskander Aminov
/ Подписаться
Эксклюзив
Председатель Совета улемов Таджикистана разъяснил постановление ханафитского мазхаба о праздновании доисламских национальных праздников в Таджикистане
ДУШАНБЕ, 2 фев — Sputnik. Некоторые пользователи социальных сетей считают, что празднование ряда национальных праздников не соответствует исламу.
Глава Совета улемов Таджикистана Саидмукаррам Абдулкодирзода прокомментировал эту тему. Он заявил, что, по предписаниям ислама, особенно ханафитского мазхаба, соблюдение любых обычаев, традиций и практик, которые не противоречат этой религии, разрешено.
"Если они не противоречат мусульманской религии и убеждениям и не наносят вреда мусульманской вере и религиозной практике, то проблем нет. Все исламские страны, как и мы, имеют свои национальные торжества, например, праздники независимости и сельскохозяйственные, и они отмечают их масштабно", - сказал он.
За последние 25 лет Таджикистан официально признал на национальном и международном уровнях четыре древних арийских и доисламских праздника: Навруз, Сада, Тиргон и Мехргон.
Например, в эти выходные по всей стране отмечается Сада, который приходится на 30 января. Вот уже 8 лет этот день является официальным торжеством.
Иранский народ отмечает Сада как праздник света и начало подготовки к Наврузу. Это событие знаменует старт сельскохозяйственного, земледельческого и садоводческого сезона. А огонь, символ митраистской религии - поклонения солнцу, является одним из из его важных элементов.
Навруз, еще один праздник иранского народа, признан международным. В 2010 году он был включен в Реестр нематериального культурного наследия человечества.
Кроме того, 4 декабря прошлого года Таджикистан и Иран совместно включили Мехргон в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Затем 31 января 2025-го Высшее собрание Таджикистана приняло решение о праздновании Тиргона 1 июля.
Однако в республике официальным праздником является только Навруз. Он также считается Новым годом у иранского народа. В свою очередь, Сада, Мехргон и Тиргон отмечаются как сельскохозяйственные и не являются выходными днями. При этом мусульманские праздники Рамадан и Иди Курбон - выходные дни.
Между тем Правительство Таджикистана, население которого преимущественно составляют мусульмане, считает национальные праздники нерелигиозными. Исламские оппоненты властей называют эти торжества "запретными", языческими, противоречащими исламской религии и убеждениям. Почему?
Эксперты утверждают, что после распада СССР Таджикистан, по сравнению с другими мусульманскими странами Центральной Азии, столкнулся с угрозой исламского экстремизма. Особенно идеологии такфиризма, которая отвергает все национальные ценности, символы, праздники и традиции и стремится превратить страну в исламскую, даже арабскую.
Специалист по вопросам безопасности Фирдавс Джалилов говорит, что возрождение национальных праздников преследует несколько целей. Среди них: снижение интенсивности исламского экстремизма, ознакомление населения с национальными обычаями и традициями, а также возможность для таджиков и таджичек, как носителей иранской цивилизации и культуры, сохранить свою истинную идентичность.
"В Иране и Афганистане к власти пришли правительства, которые делают упор на исламские ценности, а не на национальные. Народ пытается их сохранить, но в долгосрочной перспективе они находятся под угрозой исчезновения. Например, некоторые в этих странах считают исламскую и арабскую идентичность выше национальной. Таджикистан, напротив, пытается защитить как исламские, так и национальные ценности", - сказал он.
Еще одно утверждение экспертов: Таджикистан хочет защитить ханафитский мазхаб, которому следуют 95% населения страны, потому что он уважает национальные традиции и обычаи.
Именно поэтому его последователи составляют более половины мусульман мира, поскольку видят в этом и свою веру, и свою национальную идентичность.
Эксперт по религиозным вопросам Икбол Аминов утверждает, что правительству Таджикистана удалось защитить ханафитский мазхаб от такфиризма и деобандизма, которые были внедрены в религиозную сферу страны западными и региональными спецслужбами в первые годы независимости.
"Например, праздник Навруз отмечался на протяжении 1400 лет на территориях Средней Азии и за ее пределами, находившихся под властью мусульман, однако последователи такфиризма и деобандизма в Таджикистане в XXI веке объявляют его "запрещенным". В чем логика? На протяжении 14 веков это не было проблемой, но почему этот спор возникает сегодня? Какова цель? Цель только одна - уничтожить иранскую культуру и заменить ее арабо-исламской, которая питается экстремизмом. Экстремизмом, который Запад использует для противостояния России, Китаю и Ирану. Экстремизмом, который является продуктом "Аль-Каиды"*, "Талибана"** и ИГИЛ*", - считает эксперт.
Специалисты утверждают, что исламская идеология имеет глубокие корни в Таджикистане, и правительство страны, население которой преимущественно исповедует ислам, это понимает.
Власти также понимают, что мусульманская религия является частью национальной культуры республики, и таджики сыграли ключевую роль в ее развитии и расширении.
По этой причине национальные праздники рассматриваются как кампания по привлечению населения к сотрудничеству в обеспечении продовольственной безопасности страны.
* Террористическая экстремистская организация, запрещена в России и Таджикистане.
** Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.