"Черная полоса": почему "Таджикаэронавигация" потеряла миллионы сомони?

© Foto / Пресс-служба президента Таджикистана
Подписаться
Эксклюзив
В государственном предприятии "Таджикаэронавигация" объяснили причины сокращения доходов более чем на половину
ДУШАНБЕ, 31 июл – Sputnik. Общий объем доходов "Таджикаэронавигации" от всех источников предоставления аэронавигационных услуг за полгода 2025-го составил 122,1 млн сомони
Это на 64,2 млн сомони, или на 52,4%, меньше, чем за аналогичный период 2024-го.
Основной причиной сложившейся ситуации называется открытие транзитных маршрутов через Афганистан.
Генеральный директор "Таджикаэронавигации" Лоик Бегиджонзода в ходе пресс-конференции в ответ на вопрос Sputnik Таджикистан отметил, что в сфере аэронавигации, когда возникает вопрос о транзите, ни одну авиакомпанию не могут принудить летать по какому-либо маршруту. Выбор остается за самими перевозчиками.
"В 2024 году воздушное пространство Афганистана было загружено примерно на 20-30%. Большинство транзитных рейсов осуществлялось через Таджикистан. Сейчас воздушное пространство Афганистана полностью открыто. В результате транзит через наше пространство сократился", - сказал Лоик Бегиджонзода.
Согласно официальным данным, в первом полугодии 2025-го ГУП "Таджикаэронавигация" обслужило 26,2 тыс. воздушных судов, что на 7,1 тыс., или на 21,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Количество транзитных рейсов составило 15 тыс., что на 6,8 тыс., или на 31% меньше, чем за шесть месяцев прошлого года.
Где выход?
Между тем эксперты полагают, что сохранение этой ситуации лишит "Таджикаэронавигацию" возможности развиваться и расширяться, поскольку в силу своего географического положения Таджикистан не имеет такого транзитного значения, как Афганистан.
Лоик Бегиджонзода считает, что предприятию будет сложно создать новый транзитный маршрут.
"Мы вели переговоры с китайскими авиационными властями с 2010-го по 2024-й, то есть в течение 14 лет, пока нам не удалось открыть китайский маршрут в декабре прошлого года. Однако это не означает, что все компании теперь будут им пользоваться. Сотрудничество между странами, особенно нашими соседями - Китаем, Пакистаном и Афганистаном - также важно", - отметил гендиректор "Таджикаэронавигации".
Он добавил, что теперь, когда воздушное судно входит на территорию Китая из Агвуда, пограничного пункта между Таджикистаном и Китаем, ему необходимо сначала пролететь 300 км на север, а затем менять направление на юг.
"Вновь вступили в переговоры с китайцами о предоставлении нам прямых маршрутов, чтобы самолеты могли летать напрямую в китайские города, например, в Пекин, Гуанчжоу, Гонконг и другие, не меняя направление и не теряя времени. В противном случае мы не сможем привлечь компании к этому транзиту", - сказал Лоик Бегиджонзода.
Ситуация такова, что после смены власти в Афганистане в 2021 году все транзитные маршруты в Таджикистан из воздушного пространства этой страны были закрыты, что также негативно сказалось на деятельности "Таджикаэронавигации".
Генеральный директор компании, признавая наличие этой проблемы, сообщил, что они вступили в переговоры с афганскими авиационными властями и возобновили полеты по некоторым маршрутам.
"Мы обсудили с нашими афганскими коллегами новый маршрут под названием "Романов", который будет пролегать из района Шамсиддин Шохин в пакистанский Пешавар через Афганистан. Мы надеемся запустить его в 2026 году", - сказал Лоик Бегиджонзода.
Он добавил, что если для открытия маршрута через Китай потребовалось 14 лет переговоров, то афганский маршрут они пытаются запустить уже 7-й год.
Несмотря на это, по официальным данным, в первом полугодии 2025-го "Таджикаэронавигация" перечислила 51,6 млн сомони в виде налогов и других платежей в республиканский и местные бюджеты, включая социальные и внебюджетные налоги, что на 28,2 млн сомони, или на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

