https://tj.sputniknews.ru/20251015/kravtsov-obrazovaniye-proekt-russia-tajikistan-1072119135.html
Лучшее - детям: Кравцов о важных образовательных проектах РФ в Таджикистане
Лучшее - детям: Кравцов о важных образовательных проектах РФ в Таджикистане
Sputnik Таджикистан
Какие инициативы по обучению и развитию таджикских школьников успешно реализует Россия в Таджикистане, рассказывает глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов
2025-10-15T19:00+0500
2025-10-15T19:00+0500
2025-10-15T21:31+0500
образование
таджикистан
россия
мнение
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e9/0a/0f/1072119686_0:0:3018:1697_1920x0_80_0_0_10ad7c0735d48280a7b18f538602a609.jpg
ДУШАНБЕ, 15 окт - Sputnik. В рамках недавнего визита Владимира Путина в Душанбе столицу Таджикистана посетили несколько высокопоставленных чиновников, в том числе - глава Минпросвещения России. В "Русском доме" министр передал для местных школ сертификат на рекордную партию учебников - 800 тыс. экземпляров, часть которых уже находятся на партах таджикских учеников.По случаю визита Sputnik Таджикистан пообщался с министром и узнал, как российские специалисты помогают компенсировать дефицит кадров в образовательной сфере, кто разрабатывает лучшее меню для таджикских школьников и чему будут учиться ребята в Центре для одаренных детей, строительство которого завершат к 2027 году.- Какие проекты по линии Министерства просвещения России в Таджикистане, по Вашему мнению, являются наиболее значимыми для укрепления сотрудничества и дружбы двух стран?- Как наиболее значимый проект, который реализован Минпросвещения России, я бы выделил строительство пяти совместных российско-таджикских школ. По его завершении он стал модельным для других стран.С 1 сентября 2025 года наши совместные школы впервые вышли на полную проектную мощность, к занятиям в пяти школах приступило 6119 обучающихся. О значимости проекта говорит его популярность среди родителей и учеников: в среднем конкурс в этих школах - 22 человека на место, а в Душанбе - 93 человека на место.Минпросвещения России продолжает развитие образовательной инфраструктуры, сейчас ведется активное строительство международного образовательного Центра для одаренных детей в Душанбе, который планируется ввести в эксплуатацию к 2027 году. В образовательном секторе также следует отметить направление, связанное с развитием среднего профессионального образования. В Таджикистане более 100 учителей из России приступили к работе в школахК примеру, 9 октября был подписан меморандум с Комитетом по начальному и среднему профессиональному образованию при правительстве Таджикистана, где мы договорились с руководителем комитета, что будет ответный визит с таджикской стороны, в ходе которого мы расскажем о нашей системе среднего профессионального образования. Также важным шагом станет открытие филиалов Алтайского государственного педуниверситета на базе школ в Кулябе и других регионах Таджикистана. Эта инициатива позволит организовать подготовку педагогических кадров и обеспечить доступ к качественному среднему профессиональному образованию для выпускников школ.Не менее важное значение имеет гуманитарный проект "Российский учитель за рубежом", поскольку в 2017 году именно Таджикистан стал первой страной-участницей в данной инициативе. За этот период более 400 российских преподавателей русского языка и других предметов осуществляли педагогическую деятельность в таджикистанских школах.- Как нам известно, в Таджикистане в Хороге открыт Центр открытого образования для изучения русского языка. Где еще существуют такие центры и какова программа их работы?- Центр открытого образования - это еще один проект Минпросвещения России, который также эффективно работает в Таджикистане.В 2021 году открыт первый центр на базе Бохтарского госуниверситета им. Носира Хусрава, а в 2023-м - на базе Хорогского госуниверситета им. Моёншо Назаршоева.Россия продолжает передавать учебники и книги в ТаджикистанТо есть подчеркну, что деятельность центров распространяется на наиболее труднодоступные регионы ГБАО и охватывает не только те города, где они непосредственно открыты. Площадками для работы центров являются практически все населенные пункты Таджикистана. Активно в ней участвует Худжандский госуниверситет им. Бободжона Гафурова. Значимая деятельность ведется в Душанбе, Кулябе и Турсунзаде.Что касается будущих программ их работы, то в 2025 году запланирована реализация 8 программ на базе Центров открытого образования. Это современные образовательные технологии в преподавании дисциплин физико-математической и технологической направленностей, а также в воспитании личности в общеобразовательной школе, это и образовательная программа по системе поддержки одаренных детей в условиях средних школ, и организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся в вузе. Кроме этого, в центрах будут преподавать теорию и практику публичных выступлений на русском языке и вести занятия в рамках программы "Русский язык в профессиональной коммуникации".Занятия планируется реализовать в очной форме в Хороге, Бохтаре, Худжанде, а обучение рассчитано не менее чем на 400 слушателей из числа детей дошкольного возраста, учащихся школ, студентов и преподавателей университетов.- Как сегодня организовано обеспечение школ Таджикистана современными учебниками и методическими материалами на русском языке?- Важная часть нашего взаимодействия - обеспечение учебной литературой школ Таджикистана. Минпросвещения России совместно с Фондом "Моя история" и издательством "Просвещение" ведет большую работу по разработке, адаптации и поставке учебников для образовательных учреждений. Работа по разработке учебников велась совместным российско-таджикским коллективом авторов. Учебные пособия получают школы как с русским, так и с таджикским языками обучения.В 2024 году за счет российского бюджета мы обеспечили поставку 371 тыс. учебников русского языка. Но в текущем году общий объем поставки составит 800 тыс. экземпляров - это рекорд.Первая партия в размере более 117 тыс. экземпляров передана Таджикистану 15 сентября 2025 года. Буквально в эти дни передаются еще более 200 тыс. учебников. Знаем, что поставленные учебники уже лежат на партах учеников. В этом вопросе, конечно, стоит поблагодарить Министерство образования и науки Таджикистана за оказанное доверие.- Программа "Российский учитель за рубежом" в Таджикистане показала свою эффективность и востребованность со стороны профильных ведомств республики. Планируется ли ее масштабирование?- Как я уже упоминал, международный проект "Российский учитель за рубежом" реализуется в Таджикистане с 2017 года и за этот период более 400 российских учителей вели русский язык и предметы на русском языке в школах республики.Прямо сейчас 109 учителей из России, преподавателей русского языка, работают в школах Таджикистана, и в городах, и сельской местности. Но главное - мы планируем увеличивать этот показатель и в ближайшее время дополнительно направим 50 учителей. Сейчас они проходят подготовку, и я не исключаю, что и дальше будем расширять количество учителей, которые будут приезжать в ТаджикистанСпрос на педагогов из России стабильно увеличивается, изменяется профиль запрашиваемых дисциплин. В текущем учебном году 47 % учителей из числа запрошенных Министерством образования и науки Таджикистана относятся к педагогам, преподающим предметы естественно-научного цикла. То есть речь не только о гуманитарных направлениях, но и о тех дисциплинах, которые позволят подготовить по лучшим российским стандартам будущих специалистов для развития экономики и промышленности Таджикистана.Среди российских учителей сформирован кадровый резерв, позволяющий масштабировать проект как в Таджикистане, так и в других 30 странах-участницах проекта. Но в этом вопросе мы в первую очередь опираемся на потребность самих государств.- Как Россия способствует подготовке кадров в области педагогики для системы образования Таджикистана?- Прежде всего, это реализация проекта "Российский учитель за рубежом". Для этого в России специально проводится подготовка учителей-международников, которые в будущем смогут присоединиться к проекту.Например, в Алтайском государственном педагогическом университете открыто обучение по программам бакалавриата и магистратуры по подготовке учителей-международников, которые изучают язык и культуру Таджикистана. Первый выпуск таких специалистов состоялся в 2025 году, и они были направлены на работу в таджикские школы.Кроме того, Алтайский педвуз проводит повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций Таджикистана. За три года для таджикских учителей и преподавателей университетов проведено 16 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обучено более 2100 слушателей.- Важный проект российско-таджикского сотрудничества, о котором часто упоминают и главы государств, и премьеры - это работа с талантливой молодежью Таджикистана. Сейчас Россия создает Центр для одаренных детей по аналогии с российским "Сириусом" в Таджикистане. Можете рассказать, каким именно его увидят таджикские ребята?- Действительно, 17 марта 2025 года в Душанбе состоялась торжественная церемония закладки капсулы, символизирующей начало строительства этого центра. Значимость этого проекта демонстрирует то, что к мероприятию по видео-конференц-связи присоединились президенты России и Таджикистана. В данный момент на объекте ведется полномасштабное строительство, введение в эксплуатацию центра планируется в 2027 году.Что касается ожиданий детей и родителей, то сам по себе центр для одаренных детей в Душанбе будет рассчитан на 500 мест с обучением по краткосрочным образовательным программам и с возможностью одновременного проживания до 300 человек, а всего за год планируется реализовывать 12 смен. В обучении будут принимать участие дети 12-17 лет, а при отборе на конкурсной основе планируется учитывать их персональные достижения и результаты.Деятельность центра будет осуществляться преимущественно по трем направлениям дополнительного образования: естественнонаучному, художественному, физкультурно-спортивному. Параллельно будет вестись обучение по общеобразовательным программам.- Помимо высокого уровня образования и инфраструктуры в российско-таджикских школах, родители хвалят организацию школьного питания. Этому вопросу вообще уделяется много внимания - так, в конце ноября в Душанбе пройдет Форум по школьному питанию стран СНГ. Какой опыт в данном вопросе готова презентовать Россия странам Содружества?- Разумеется, профильные ведомства в России проводят системную работу по развитию школьного питания. С 2020 года по поручению президента Владимира Путина государство обеспечивает бесплатным горячим питанием всех учащихся начальных классов. Для понимания масштаба - проект охватывает 7 млн школьников с 1-го по 4-й класс. И закономерно, что с момента открытия совместных российско-таджикских школ младшие классы в Таджикистане также обеспечены качественным бесплатным горячим питанием.И понимая, что вопрос организации питания в школах стратегически важен для любой из стран СНГ, Минпросвещения предложило сделать российский Институт отраслевого питания базовой организацией в Содружестве по вопросам питания учащихся. И это предложение было поддержано всеми странами - участницами СНГ.При этом стоит отметить, что конкретно в Таджикистане пятью школами дело не ограничивается - поддержка России в вопросе намного масштабнее и продолжительнее.С 2013 года Россия и Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН обеспечивают питание 550 тыс. школьников в 2 тыс. школ в 52 городах и районах Таджикистана за счет российского бюджета.Особенностью проекта является то, что питание получают до 550 тыс. школьников в 1900 школах страны, а всего Россия с 2013 года вложила более 86,1 млн долларов не только в питание, но и в соответствующую инфраструктуру Таджикистана – так, сейчас полностью выполнена вторая программа пилотных проектов, в рамках которой пищеблоки 50 школ отремонтированы, оснащены новейшим оборудованием и мебелью, в 8 школах созданы пришкольные хозяйства, в 5 - собственные хлебопекарни.Сейчас реализуется третий этап проекта ВПП ООН, рассчитанный на 2020-2023 гг. Здесь новым компонентом стала работа по прививанию детям навыков соблюдения правил личной гигиены и здорового образа жизни и создания соответствующей инфраструктуры, а также проведения комплекса мероприятий, направленных на усиление роли и участия родителей непосредственно в процессе организации питания.Причем, российский проект важен не только для школьников и родителей, но также помогает местному бизнесу и фактически создает новые рабочие места, поскольку крупным блоком проекта стало вовлечение местных производителей в программу школьного питания, тем самым реализован российский подход "от поля до тарелки".В целом опытом и успехами в реализации проекта мы и планируем поделиться с коллегами из СНГ на полях II международного форума по школьному питанию стран Содружества, 20-22 ноября в Душанбе.
https://tj.sputniknews.ru/20251010/russia-tajikistan-bolshe-shkola-uchitel-1071926028.html
https://tj.sputniknews.ru/20251004/abiturienty-tajikistan-russia-1071746781.html
https://tj.sputniknews.ru/20250920/moscow-tretiy-sezon-proekt-sputnikpro-1071336058.html
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e9/0a/0f/1072119686_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_8cfa7f66471d8e9fdba1401d1407628c.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
россия таджикистан школа образование
россия таджикистан школа образование
ДУШАНБЕ, 15 окт - Sputnik. В рамках недавнего визита Владимира Путина в Душанбе столицу Таджикистана посетили несколько высокопоставленных чиновников, в том числе - глава Минпросвещения России.
В "Русском доме" министр передал для местных школ сертификат на рекордную партию учебников - 800 тыс. экземпляров, часть которых уже находятся на партах таджикских учеников.
По случаю визита
Sputnik Таджикистан пообщался с министром и узнал, как российские специалисты помогают компенсировать дефицит кадров в образовательной сфере, кто разрабатывает лучшее меню для таджикских школьников и чему будут учиться ребята в Центре для одаренных детей, строительство которого завершат к 2027 году.
- Какие проекты по линии Министерства просвещения России в Таджикистане, по Вашему мнению, являются наиболее значимыми для укрепления сотрудничества и дружбы двух стран?
- Как наиболее значимый проект, который реализован Минпросвещения России, я бы выделил строительство пяти совместных российско-таджикских школ. По его завершении он стал модельным для других стран.
С 1 сентября 2025 года наши совместные школы впервые вышли на полную проектную мощность, к занятиям в пяти школах приступило 6119 обучающихся. О значимости проекта говорит его популярность среди родителей и учеников: в среднем конкурс в этих школах - 22 человека на место, а в Душанбе - 93 человека на место.
Минпросвещения России продолжает развитие образовательной инфраструктуры, сейчас ведется активное строительство международного образовательного Центра для одаренных детей в Душанбе, который планируется ввести в эксплуатацию к 2027 году. В образовательном секторе также следует отметить направление, связанное с развитием среднего профессионального образования.
К примеру, 9 октября был подписан меморандум с Комитетом по начальному и среднему профессиональному образованию при правительстве Таджикистана, где мы договорились с руководителем комитета, что будет ответный визит с таджикской стороны, в ходе которого мы расскажем о нашей системе среднего профессионального образования. Также важным шагом станет открытие филиалов Алтайского государственного педуниверситета на базе школ в Кулябе и других регионах Таджикистана.
Эта инициатива позволит организовать подготовку педагогических кадров и обеспечить доступ к качественному среднему профессиональному образованию для выпускников школ.
Не менее важное значение имеет гуманитарный проект "Российский учитель за рубежом", поскольку в 2017 году именно Таджикистан стал первой страной-участницей в данной инициативе. За этот период более 400 российских преподавателей русского языка и других предметов осуществляли педагогическую деятельность в таджикистанских школах.
- Как нам известно, в Таджикистане в Хороге открыт Центр открытого образования для изучения русского языка. Где еще существуют такие центры и какова программа их работы?
- Центр открытого образования - это еще один проект Минпросвещения России, который также эффективно работает в Таджикистане.
В 2021 году открыт первый центр на базе Бохтарского госуниверситета им. Носира Хусрава, а в 2023-м - на базе Хорогского госуниверситета им. Моёншо Назаршоева.
То есть подчеркну, что деятельность центров распространяется на наиболее труднодоступные регионы ГБАО и охватывает не только те города, где они непосредственно открыты. Площадками для работы центров являются практически все населенные пункты Таджикистана. Активно в ней участвует Худжандский госуниверситет им. Бободжона Гафурова. Значимая деятельность ведется в Душанбе, Кулябе и Турсунзаде.
Что касается будущих программ их работы, то в 2025 году запланирована реализация 8 программ на базе Центров открытого образования. Это современные образовательные технологии в преподавании дисциплин физико-математической и технологической направленностей, а также в воспитании личности в общеобразовательной школе, это и образовательная программа по системе поддержки одаренных детей в условиях средних школ, и организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся в вузе.
Кроме этого, в центрах будут преподавать теорию и практику публичных выступлений на русском языке и вести занятия в рамках программы "Русский язык в профессиональной коммуникации".
Занятия планируется реализовать в очной форме в Хороге, Бохтаре, Худжанде, а обучение рассчитано не менее чем на 400 слушателей из числа детей дошкольного возраста, учащихся школ, студентов и преподавателей университетов.
- Как сегодня организовано обеспечение школ Таджикистана современными учебниками и методическими материалами на русском языке?
- Важная часть нашего взаимодействия - обеспечение учебной литературой школ Таджикистана. Минпросвещения России совместно с Фондом "Моя история" и издательством "Просвещение" ведет большую работу по разработке, адаптации и поставке учебников для образовательных учреждений. Работа по разработке учебников велась совместным российско-таджикским коллективом авторов. Учебные пособия получают школы как с русским, так и с таджикским языками обучения.
В 2024 году за счет российского бюджета мы обеспечили поставку 371 тыс. учебников русского языка. Но в текущем году общий объем поставки составит 800 тыс. экземпляров - это рекорд.
Первая партия в размере более 117 тыс. экземпляров передана Таджикистану 15 сентября 2025 года. Буквально в эти дни передаются еще более 200 тыс. учебников. Знаем, что поставленные учебники уже лежат на партах учеников. В этом вопросе, конечно, стоит поблагодарить Министерство образования и науки Таджикистана за оказанное доверие.
- Программа "Российский учитель за рубежом" в Таджикистане показала свою эффективность и востребованность со стороны профильных ведомств республики. Планируется ли ее масштабирование?
- Как я уже упоминал, международный проект "Российский учитель за рубежом" реализуется в Таджикистане с 2017 года и за этот период более 400 российских учителей вели русский язык и предметы на русском языке в школах республики.
Прямо сейчас 109 учителей из России, преподавателей русского языка, работают в школах Таджикистана, и в городах, и сельской местности. Но главное - мы планируем увеличивать этот показатель и в ближайшее время дополнительно направим 50 учителей. Сейчас они проходят подготовку, и я не исключаю, что и дальше будем расширять количество учителей, которые будут приезжать в Таджикистан
Спрос на педагогов из России стабильно увеличивается, изменяется профиль запрашиваемых дисциплин. В текущем учебном году 47 % учителей из числа запрошенных Министерством образования и науки Таджикистана относятся к педагогам, преподающим предметы естественно-научного цикла. То есть речь не только о гуманитарных направлениях, но и о тех дисциплинах, которые позволят подготовить по лучшим российским стандартам будущих специалистов для развития экономики и промышленности Таджикистана.
Среди российских учителей сформирован кадровый резерв, позволяющий масштабировать проект как в Таджикистане, так и в других 30 странах-участницах проекта. Но в этом вопросе мы в первую очередь опираемся на потребность самих государств.
- Как Россия способствует подготовке кадров в области педагогики для системы образования Таджикистана?
- Прежде всего, это реализация проекта "Российский учитель за рубежом". Для этого в России специально проводится подготовка учителей-международников, которые в будущем смогут присоединиться к проекту.
Например, в Алтайском государственном педагогическом университете открыто обучение по программам бакалавриата и магистратуры по подготовке учителей-международников, которые изучают язык и культуру Таджикистана. Первый выпуск таких специалистов состоялся в 2025 году, и они были направлены на работу в таджикские школы.
Кроме того, Алтайский педвуз проводит повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций Таджикистана. За три года для таджикских учителей и преподавателей университетов проведено 16 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обучено более 2100 слушателей.
- Важный проект российско-таджикского сотрудничества, о котором часто упоминают и главы государств, и премьеры - это работа с талантливой молодежью Таджикистана. Сейчас Россия создает Центр для одаренных детей по аналогии с российским "Сириусом" в Таджикистане. Можете рассказать, каким именно его увидят таджикские ребята?
- Действительно, 17 марта 2025 года в Душанбе состоялась торжественная церемония закладки капсулы, символизирующей начало строительства этого центра. Значимость этого проекта демонстрирует то, что к мероприятию по видео-конференц-связи присоединились президенты России и Таджикистана. В данный момент на объекте ведется полномасштабное строительство, введение в эксплуатацию центра планируется в 2027 году.
Что касается ожиданий детей и родителей, то сам по себе центр для одаренных детей в Душанбе будет рассчитан на 500 мест с обучением по краткосрочным образовательным программам и с возможностью одновременного проживания до 300 человек, а всего за год планируется реализовывать 12 смен. В обучении будут принимать участие дети 12-17 лет, а при отборе на конкурсной основе планируется учитывать их персональные достижения и результаты.
Деятельность центра будет осуществляться преимущественно по трем направлениям дополнительного образования: естественнонаучному, художественному, физкультурно-спортивному. Параллельно будет вестись обучение по общеобразовательным программам.
- Помимо высокого уровня образования и инфраструктуры в российско-таджикских школах, родители хвалят организацию школьного питания. Этому вопросу вообще уделяется много внимания - так, в конце ноября в Душанбе пройдет Форум по школьному питанию стран СНГ. Какой опыт в данном вопросе готова презентовать Россия странам Содружества?
- Разумеется, профильные ведомства в России проводят системную работу по развитию школьного питания. С 2020 года по поручению президента Владимира Путина государство обеспечивает бесплатным горячим питанием всех учащихся начальных классов. Для понимания масштаба - проект охватывает 7 млн школьников с 1-го по 4-й класс. И закономерно, что с момента открытия совместных российско-таджикских школ младшие классы в Таджикистане также обеспечены качественным бесплатным горячим питанием.
И понимая, что вопрос организации питания в школах стратегически важен для любой из стран СНГ, Минпросвещения предложило сделать российский Институт отраслевого питания базовой организацией в Содружестве по вопросам питания учащихся. И это предложение было поддержано всеми странами - участницами СНГ.
При этом стоит отметить, что конкретно в Таджикистане пятью школами дело не ограничивается - поддержка России в вопросе намного масштабнее и продолжительнее.
С 2013 года Россия и Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН обеспечивают питание 550 тыс. школьников в 2 тыс. школ в 52 городах и районах Таджикистана за счет российского бюджета.
Особенностью проекта является то, что питание получают до 550 тыс. школьников в 1900 школах страны, а всего Россия с 2013 года вложила более 86,1 млн долларов не только в питание, но и в соответствующую инфраструктуру Таджикистана – так, сейчас полностью выполнена вторая программа пилотных проектов, в рамках которой пищеблоки 50 школ отремонтированы, оснащены новейшим оборудованием и мебелью, в 8 школах созданы пришкольные хозяйства, в 5 - собственные хлебопекарни.
Сейчас реализуется третий этап проекта ВПП ООН, рассчитанный на 2020-2023 гг. Здесь новым компонентом стала работа по прививанию детям навыков соблюдения правил личной гигиены и здорового образа жизни и создания соответствующей инфраструктуры, а также проведения комплекса мероприятий, направленных на усиление роли и участия родителей непосредственно в процессе организации питания.
Причем, российский проект важен не только для школьников и родителей, но также помогает местному бизнесу и фактически создает новые рабочие места, поскольку крупным блоком проекта стало вовлечение местных производителей в программу школьного питания, тем самым реализован российский подход "от поля до тарелки".
В целом опытом и успехами в реализации проекта мы и планируем поделиться с коллегами из СНГ на полях II международного форума по школьному питанию стран Содружества, 20-22 ноября в Душанбе.