"Школьные банды", или Чего не хватает душанбинским подросткам
18:29 10.12.2025 (обновлено: 18:38 10.12.2025)

© Sputnik / Алексей Куденко
Подписаться
Эксклюзив
С начала года в Таджикистане зафиксированы десятки драк между учениками, в том числе со смертельным исходом. Почему Душанбе захлестнула волна "школьных банд" - читайте в материале
ДУШАНБЕ, 10 дек - Sputnik. Гибель школьников в результате массовых драк, особенно с применением холодного оружия, в последние годы вызывает обеспокоенность у властей Таджикистана.
Эксперты считают это "негативным явлением", а законные меры реагирования, применяемые правоохранителями, остаются малоэффективными. Причем большинство подобных инцидентов происходят преимущественно в Душанбе.
Что происходит с подростками и почему в республике начали появляться "школьные банды" - разбирался Sputnik Таджикистан.
Стенка на стенку
Одним из самых громких стал конфликт между двумя группами школьников, который произошел в середине ноября этого года в районе Фирдавси столицы, один из участников стычки погиб, а другой с тяжелыми ранениями попал в больницу. Как уточнили в Министерстве внутренних дел Таджикистана, "подростки использовали острые и режущие предметы, в частности ножи".
По данным источника, конфликт начался со "словесной перепалки в социальных сетях" между двумя несовершеннолетними, которые, позвав друзей и одноклассников, устроили групповую драку.
В настоящее время подозреваемый в убийстве подросток находится под стражей, а прокуратура района Фирдавси возбудила уголовное дело по статье 104 УК Таджикистана, а также ведет расследование в отношении других участников конфликта. За "умышленное лишение жизни другого человека" мальчику грозит наказание в виде лишения свободы от 8 до 15 лет.
Через три дня после этой драки на улице Озодии Занон в столичном районе Сино столицы произошла новая стычка между двумя школьниками, в результате которой один из них получил травмы. Как уточнили в МВД, возбуждено уголовное дело по статье 112 УК Таджикистана "Умышленное причинение легкого вреда здоровью".
Если факт преступления докажут, подростка ждет наказание в виде обязательных работ на срок от 80 до 160 часов, либо штраф до 22 500 сомони.
Это уже не первые, и, вероятно, к сожалению, не последние случаи, когда школьники в Душанбе погибают и получают ранения в драках. В результате десятков подобных инцидентов виновных даже отправляли в тюрьму, их родителей штрафовали, а учителей и руководство школ наказывали.
По данным МВД Таджикистана, с начала 2025 года по решению суда к административной ответственности по статье 90 КоАП "Неисполнение обязанностей по уходу, обучению и воспитанию несовершеннолетних" привлекли 1312 родителей.
И как подчеркивает в столичном Управлении, в большинстве случаев именно из-за отсутствия контроля и безответственности опекунов подростки совершают тяжкие преступления и правонарушения.
По словам экспертов, подход правоохранителей, которые выписывают штрафы, вполне законный, но при использовании лишь такого наказания для родителей ситуация не улучшается.
Как считает ветеран милиции Сохибназар Алиев, работавший с несовершеннолетними в советское время, подобные санкции в отношении родителей дают определенный эффект, но если проблема не уходит, то необходимо принимать другие меры.
"Решение всех споров и конфликтов сваливают на милицию. Если муж и жена ссорятся дома или ученики в школе - сразу же обращаются в милицию. Даже если возникает проблема в больнице, обращаются в милицию, как в орган правопорядка. Почему другие учреждения, например, Министерство образования Таджикистана и школы, остаются в стороне, когда речь идет о подростках? Однако, когда в этих же учебных заведениях снова вспыхивает ссора - опять зовут только милицию", - обратил внимание Алиев.
Специально для профилактики школьной преступности милиция и прокуратура совместно с администрациями школ разработали инициативу - проведение "разъяснительных работ". Делегации трех ведомств собирают родителей и учеников и объясняют им, что такое поведение недопустимо.
Однако, по словам Алиева, иногда эти встречи имеют обратный эффект, и были случаи, когда фактически после такой встречи между школьниками разгорался конфликт.
Что за поколение?
Между тем существуют и другие реалии, о которых власти и СМИ умалчивают либо по незнанию, либо по другим причинам. Например, о драках "один на один", или сбор "доли" для лидеров с каждого старшеклассника. Иногда “главари” двух-трех школ объединяются, создают "банду" и вступают в борьбу за влияние с другими группировками, а иногда и в открытые конфликты.
Теперь перед общественностью встал вопрос: что это за поколение, почему подобные инциденты стали реальностью в школах Душанбе и чего не хватает или чего хочет нынешняя столичная молодежь?
Среди причин подобного асоциального поведения эксперты называют множество факторов, включая развод родителей и отъезд в трудовую миграцию главы семьи, из-за чего подростки остаются без опеки и присмотра. Немалую роль в этом играет также влияние мобильных телефонов и компьютерных игр. Но это реальность всего Таджикистана, а не только Душанбе.
В столице, напротив, большинство родителей работают в самом городе, в компьютерные клубы не допускают подростков, а жестокие игры и вовсе запрещены. Например, Министерство культуры Таджикистана заблокировало популярные шуттеры Counter Strike и Grand Theft Auto (GTA), в которых имеются "элементы насилия, убийства и грабежей".
Таджикский психолог Махмуд Кабири отмечает, что принятые меры пока дали определенный эффект, однако лишь сдерживают распространение данного явления.
"У этого поколения свой мир, законы, психологические устои, понимание и видение. У него другой мир и совершенно отличное восприятие. Но ответственные лица не учитывают этого и, подобно взрослым, наказывают, воспитывают и дисциплинируют их, что не соответствует природе подростков", - объясняет Махмуд Кабири.
Психолог считает, что главная проблема заключается в методе или стиле обучения, который преобладает в большинстве наших школ с 70-80-х годов: та же доска, тот же мел, те же учебники.
"Сейчас усвоение информации изменилось. Благодаря мультфильмам, фильмам и вообще наглядным пособиям, из увиденного извлекается больше информации. Даже когда ребенок плачет или злится, родители быстро дают ему телефон, чтобы они могли вздремнуть. Мало, кто так не делает. Ребенок смотрит мультфильмы, "ужастики" и так успокаивается", - рассказывает специалист.
Махмуд Кабири назвал это теми вещами, без которых ребенок, а позже уже и школьник, не чувствует себя счастливым. Поэтому, когда появляются ограничения, он чувствует себя разочарованным и взращивает тайную ненависть к родителям.
"Эта потребность проявляется у него по-разному: он то болеет, то капризничает. У него появляется своего рода протест, который выражается в том, что он не читает, не слушает родителей и учителей", - сказал Махмуд Кабири.
Кто виноват и что делать?
По словам Сохибназара Алиева, ситуация в мире, по сравнению с десятью годами ранее, радикально и стремительно поменялась, и молодежь в свете этих изменений тоже сталкивается с трудностями.
"Для нашего поколения богатство и отсутствие потребности в материальных благах были не столь важны, в приоритете стояла идеология, однако молодое поколение, особенно в таком большом городе, как Душанбе, не может удовлетвориться такими ценностями. Они хотят "проявить" себя, доказать что они не простые люди и показать "превосходство" материальными благами, славой и силой. Поэтому их интерес к музыке, спорту, особенно боевым искусствам, выше. У провинциальной молодежи тоже есть такие мнения, но, поскольку они растут в более традиционной среде, то не так зависимы от этого", - пояснил ветеран милиции.
В свою очередь, психолог Махмуд Кабири считает, что для работы с подростками властям необходимо использовать современные способы получения информации, в том числе медиа и социальные сети.
"Школьники сидят в Instagram*, TikTok и других сетях. Информация, которую они оттуда получают, не очень важна и актуальна для их развития, она не повышает их грамотность, но делает времяпровождение приятным. Нужно использовать этот интерес. Стиль преподавания должен меняться, становиться современным, например, электронная книга, электронная доска, электронная ручка, вместо стопки книг - планшет. Искусственный интеллект нужно использовать на уроках для визуализации содержания учебника", - поясняет он.
По мнению психолога, книга никогда не потеряет актуальности и важности, и планшет ее не заменит, но будет играть роль более простого и удобного средства информации.
"Нужны и книга, и планшет. Если гаджет сломается, он воспользуется учебником, не будет искать оправданий. Пусть родители покупают, а Министерство образования обеспечивает ими малоимущих. Одним словом, жизнь подростков должна быть адаптирована к новому миру, чтобы они чувствовали себя его частью", - подчеркивает Махмуд Кабири.
И хотя возникновение неприятных инцидентов, связанных с конфликтами между "школьными бандами", как отмечают эксперты, не влияет на общую безопасность Таджикистана. Однако это явление обнажает недостатки образовательной системы страны, что, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости ее реформирования и приведения к мировым нормам. Пока в милицейских сводках упоминается в основном Душанбе, но в долгосрочной перспективе не исключено, что "заразиться" могут и другие регионы республики.
* Корпорация Meta (владелец Facebook, Instagram, WhatsApp) признана экстремистской и запрещена в России.


