ДУШАНБЕ, 7 дек — Sputnik, Рубен Гарсия. Внешне Алиса мало напоминает жену боевика, которых показывают в новостях: ни чадры с головы до ног, ни столь желанного для телевизионщиков настороженного взгляда исподлобья или изможденного лица мученицы.
Обычная башкирская девушка тридцати лет. Семь из них она провела в "Талибане"*, забравшим у нее мужа и, как это ни банально звучит, лучшие годы жизни. О том, как ее угораздило связаться с одной из самых опасных террористических организаций, она рассказала корреспонденту Sputnik Таджикистан.
Долгая дорога в Стамбул
Алиса родилась и жила с родителями в Башкортостане, в Уфе. Когда ей исполнилось 18, она вышла замуж и вскоре забеременела.
Ее супруг Дамир был спокойным, но довольно консервативным. К примеру, запретил ей продолжать учебу в медицинском колледже, мол, давай-ка занимайся семьей и домом. Семьей так семьей, Алиса сильно не возражала.
К 2011 году, когда впервые зашел разговор о переезде за границу, у них уже было двое детей - старший Ибрагим и младшая Лейла.
Дамир рассказал о неких знакомых в Турции, предложивших ему заняться бизнесом в сфере пищепрома, а конкретно – организовать производство полуфабрикатов, мантов и пельменей.
Алиса отнеслась к переезду с сомнением, но поскольку в их семье главным был муж, отказывать не стала. То, что Дамир, неплохо знающий арабский, уже давно почитывал агитматериалы сомнительных исламистских проповедников, Алиса расценивала как поверхностный интерес сродни любопытству.
Молодая семья продала часть имущества, взяла накопления и отправилась за границу. Первую остановку сделали в Азербайджане, где у Дамира внезапно нашлись какие-то друзья. Алису это не насторожило: мало ли где у мужа есть знакомства, да трансферные рейсы до Турции - обычное дело.
Беспокоиться она начала, когда перелет завершился не в Стамбуле или Анкаре, а в Тегеране. Дамир объяснил, что всего лишь выбирал маршрут подешевле и скоро они прибудут на место.
Следующую остановку они сделали в каком-то глухом иранском городишке. На ночлег жену и детей поселили отдельно.
"Нас завели в комнату, где сидели одни женщины, все узбечки. Было грязно, полно детей. У меня началась паника, но муж стал успокаивать, дескать, мы на финишной прямой, отдохнем денек - и поедем в Турцию. Я поверила", - рассказывает Алиса.
Но вместо поездки к турецкой границе, ее ждал путь длиною в несколько дней, закончившийся в Пакистане.
Чтобы не привлекать внимания иранских силовиков, кортеж из микроавтобусов двигался не спеша, в темное время суток. Алису все время укачивало, дорогу она не запомнила, и осмотрелась, лишь когда они прибыли в Северный Вазиристан, в селение Дарпахель.
Их новые "апартаменты" оказались куда хуже сомнительной иранской гостиницы. По сути, это был большой сарай без электричества, разделенный хлипкой перегородкой на кухню и комнату, где ютились несколько семей. Большинство из них были выходцами из Узбекистана, объединенными в одну общину – джамаат.
В худшую сторону изменился не только быт, но и отношение окружавших людей к Алисе. Жене с малолетними детьми по-прежнему не давали увидеться с главой семейства, а соседки не доверяли ей даже простую работу в общине. Местные мужчины и вовсе отказывались общаться по-человечески.
"Охранником у нас был муж одной из женщин. Он постоянно орал на нас, наверное, хотел запугать, – делится впечатлениями Алиса. - И так все время. Как-то я зашла в соседний дом и увидела группу мужиков, смуглых, почти черных, длинноволосых, с оружием. Не отвечают на вопросы, только смотрят зло и шарахаются".
Экстремизм "не той" ориентации
Алиса отчетливо поняла, что Дамир связался с какими-то темными людьми и потребовала встречи с мужем. На удивление, ее отвели к супругу, которого не видела уже больше двух недель, и даже поселили в отдельном домике. Ветхое глинобитное жилище было ничем не лучше сарая, но создавало некую иллюзию личного пространства.
При первом разговоре Дамир напрямую заявил: здесь мусульманская страна, мы будем жить по законам ислама, а в стране неверных – России нашим детям делать нечего. К местному нраву со временем привыкнем, да и пути назад все равно нет, документы сожгли. Если хочешь – уходи сама, но детей оставь.
Российские власти готовятся вернуть из Ирака еще около 60 детей
Вбирать Алисе не приходилось - для наглядности Дамир пригрозил ей принесенным автоматом. Человек, за которого она выходила замуж в Уфе, остался в прошлом. Теперь девушке жила в страшных реалиях репортажей из горячих точек, а ее супругом теперь был боевик "Талибана"*.
"Я смирилась с такими условиями, но начала укорять мужа – что ты за человек, раз отнял меня у родной семьи, даже не даешь им позвонить", – сетовала Алиса. Дамир возражать не стал, но запретил рассказывать о своем окружении и добавил, что если родня девушки решит приехать в Пакистан, обратно не вернется.
На новом месте страдали и дети. Они плакали, спрашивали, где бабушка и куда уходит папа, но старшие отмалчивались, и малыши прекращали задавать вопросы. По словам Алисы, им хватало своих проблем – сверстники дразнили и часто били ребят, обзывая "неверными" – кафирами. Несколько раз в старшего Ибрагима кидались камнями.
Неприязнь местных была вызвана "не такой, как у всех", светлой внешностью и джинсами, одеждой кафиров.
Сестра и мать не раз спрашивали Алису, когда та вернется домой, но девушка знала, что уйти с подконтрольных "Талибану"* территорий можно будет лишь в случае гибели человека, затащившего ее в Пакистан.
"В голове всегда была мысль: когда же он умрет! Только тогда я смогу вернуться", - рассказывает Алиса.
Условия быта оставались чудовищными: ни освещения, ни элементарных удобств, не говоря уже об интернете.
С адаптацией все обстояло еще хуже. В России Алиса считалась правоверной мусульманкой – хиджаб, покорность мужу, пятничный намаз. Но то было в светской стране десятка конфессий и множества народов. А вот в Пакистане она ощутила на себе все прелести жизни по шариату, помноженные на местную традицию пренебрежения к женщинам.
"Ты в их глазах никто, сиди смирно, не подавай голос – делится впечатлениями Алиса. - Если мужчина приходит в дом, даже твоей обуви не должно попасться ему на глаза, ни то что ты сама".
Правда, местные консервативные обычаи имели обратную сторону, не слишком-то нравственную. Одна из соседок рассказала, что двух мужчин из джамаата уличили в грехе мужеложства, поймав их прямо в медресе, что называется, с поличным.
Пол в законе: легко ли быть трансгендером в Иране и Пакистане
В ответ на укоризненные замечания Алисы о несоответствии шариатских идеалов и окружающей действительности муж пытался отговориться, дескать везде находятся грешники, оказавшиеся на порочном пути.
Реальная причина такого грехопадения была скорее не в морали, а в финансах. У местных парней часто нет денег на достойный выкуп за невесту. Соответственно, жениться они не могут, ну и удовлетворяют плотские потребности друг с другом.
"Талибан" в бегах
Жизнь Алисы кардинально изменилась в июне 2014 года. Силовики Пакистана проводили крупную военную операцию в Вазиристане, и семья Алисы вместе с другими жителями бежала в соседний район Шаваль. К этому времени девушка успела родить от Дамира еще одного ребенка.
Убежищем им стала обычная туристическая палатка на отшибе, а их новыми соседями - шакалы и скорпионы. С наступлением осени в горный район пришли холода, и к утру палатка покрывалась ледяной коркой.
Алиса надеялась, что муж, увидев страдания семьи, одумается. Но реакция супруга была обескураживающе проста: чем больше трудностей перенесешь сейчас, тем слаще будет жизнь в раю.
Денег у них почти не осталось. Дамир сдал их сбережения в общую кассу талибов, а взамен те обеспечивали семью едой. Правда, продуктовая корзина экстремистов не отличалась разнообразием – рис, масло, мука и немного овощей.
Особо впечатлил девушку тамошний уровень медицины. Когда ее сын упал со скалы и получил закрытый перелом руки, местные посоветовали нанести на место перелома разогревающую мазь. Ибрагиму помог лишь ветеринар в соседнем кишлаке, сумевший наложить примитивную шину и сделать перевязку.
Медицина по-таджикски: врачи против знахарей
В феврале 2015 военные добрались до Шаваля, и Дамир с семьей перешел границу, бежав в афганскую провинцию Забуль.
Для него эта была финальная точка маршрута - месяц спустя Дамир погиб в результате спецоперации афганских военных. Алиса узнала о его смерти спустя несколько дней после очередного переезда.
Настала пора возвращаться домой
Горевала вдова недолго, ведь со смертью Дамира у нее появилась долгожданная возможность уехать. К этому подталкивала и обстановка в провинции, где шли перестрелки то ли между отрядами местных командиров "Талибана"*, то ли разборки талибов и бойцов "Исламского государства"*.
Начался кромешный ад. Все семьи загнали в один дом и безвылазно держали 20 суток.
"Была одна мощная тетка, ребятки ее Боксершей звали, никого не выпускала, даже в туалет ходили всего два раза в день. Еды и воды не хватало, свою порцию приходилось отдавать детям", - вспоминает Алиса.
Однажды в дом зашли три женщины в поясах смертников и объявили: если враг войдет в деревню, они взорвут всех, чтобы не попасть в плен. К счастью, тогда все обошлось.
Кошмар закончился, и у девушки даже появилась некоторая степень свободы передвижения. По крайней мере, Алисе удалось продать золотые серьги, купить телефон и сообщить родным о своем возвращении.
Помогли ей и дела сердечные. Муж одной из женщин в джамаате захотел взять ее второй женой. Узнав об этом, первая супруга дала возможной сопернице денег на дорогу, лишь бы та уехала куда подальше. Но слух об отъезде вдовы боевика "Талибана"* быстро дошел до ушей авторитетов, которые от греха подальше решили ее не выпускать.
Вскоре к Алисе пришла женщина из таджикской общины и сообщила, что среди местных талибов есть один татарин, ищущий встречи с беглянкой. Как выяснилось, земляк сам не горел желанием дальше воевать за "Талибан"* и тоже стремился попасть в Россию. Он предложил Алисе брак с целью упростить бегство из Афганистана.
Работа над ошибками
Они совершили обряд никаха и стали жить вместе. Вскоре у пары родился ребенок, и когда тому исполнилось три месяца, решились бежать. Увы, добираясь пешим ходом, они пришли в деревню, находящуюся под контролем талибов.
Боевики потребовали некое путевое разрешение, а до тех пор посадили семью под замок. Спас пару, как ни странно, бывший командир татарского джихадиста, приехавший в деревню и подтвердивший личность своего бойца. Впрочем, их выпустили из тюрьмы, но не из деревни.
В полуплену у талибов они зарабатывали деньги медициной. Муж по образованию стоматолог, лечил зубы, а жена выполняла обязанности акушерки.
Спустя какое-то время Алису с детьми отпустили, а вот супруга, мужчину, способного держать оружие, да еще и ценного специалиста – нет. Девушке удалось с горем пополам добраться в город Джелалабад, а оттуда в Кабул, под защиту российского консульства.
Кров ей предоставлял Российский центр науки и культуры в Кабуле. По сравнению с сараем в Пакистане, новое убежище - просторная "двушка" с водопроводом и отоплением, были просто райскими условиями.
События семи прошлых лет Алиса вспоминает, как страшный сон, и очень жалеет, что безоглядно послушалась первого мужа.
"Красавица и чудовище": история женщины - вдовы "министра" ИГ
"Он привез семью на край света, где для них нет будущего. Из образования у талибов было только совместное чтение молитв, да математика на уровне таблицы умножения. Преподавали ее, кстати, в том же медресе, где поймали "голубых", - отмечает девушка.
Пока она сама не знает, что ее ждет. К жене боевика запрещенной в РФ террористической организации у силовиков, несомненно, будет много вопросов.
Но она надеется, что российские власти помогут хотя бы ее детям вернуться к нормальной жизни, которой лишил их "Талибан"*.
Примечание: полгода спустя после первой встречи корреспондент Sputnik Таджикистан связался с российскими дипломатами в Афганистане, чтобы узнать, как сложилась судьба Алисы. Девушке, можно сказать, повезло: афганские власти не стали выдвигать против нее обвинений, посчитав ее историю достоверной и решив, что жена не должна разделять вину за поступки мужа, раз уж сама формально в "Талибан" не вступала.
Посольство России помогло семье вернуться в Башкортостан и оформить на детей все необходимые документы. Старшие – Ибрагим и Марьям, начали обучение в школе, старательно пытаясь наверстать учебную программу. Родные и соседи приняли семью на удивление хорошо, без лишних расспросов. О жизни Алисы в Пакистане и Афганистане семья предпочитает лишний раз не вспоминать.
Информации о втором муже Алисы до сих пор не поступало. Скорее всего, он до сих пор находится в рядах "Талибана".
*Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ и ряда других стран