Фантастические твари, и где они обитали: тайная жизнь каменного века Таджикистана

Первобытные не верили в беззубых белок и собакоглавых людей, но зато шли тысячи километров из Центральной Азии, чтобы рисовать диких верблюдов в священных пещерах. О глубоком внутреннем мире и невероятном упорстве наших предков рассказывает археолог Владислав Житенев
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 11 дек - Sputnik, Рубен Гарсия. За последние пять лет Таджикистан показал себя как настоящая кладовая сюрпризов для ученых.
То в Согдийской области случайно найдут кости мамонта удивительной сохранности, то в 2016-м сотрудники РТСУ совместно с Центром Льва Гумилева сообщат об обнаружении многочисленных следов динозавров в Ширкентском ущелье.
Ученые узнали, каким был гигансткий предок крокодила из Таджикистана
А в 2018-м российские и американские специалисты наконец-то определились с родословной останков гигантского предка крокодилов, найденных у поселка Кансай.
Таджикистан как поле для исследований привлекает и коллег по цеху - археологов, занятых изучением палеолита, времен, когда прародитель современного человека был не "царем природы", а одним из самых уязвимых, но и самых упорных ее детей.
Вопреки распространенному мнению, уже в каменном веке, не имея ни карт, ни снаряжения, на голом энтузиазме и инстинкте выживания, человек лихо осваивал земные пространства от границ Европы до Центральной Азии и дальше – до океана.
Как выглядела продуктовая корзина каменного века
Доктор исторических наук, доцент МГУ Владислав Житенев рассказал Sputnik Таджикистан, как первые Homo sapiens несли технологии через весь континент, заселяя Центральную Азию, и для кого этот регион впервые стал родиной.

Древние без границ

С точки зрения ученого, современное общество рассматривает нашу цивилизацию как некий мега-проект, где все более-менее связаны друг с другом посредством интернета, дорог и авиамаршрутов.
И у людей складывается мнение, что в доисторические времена человечество, не располагавшее даже примитивными средствами передвижения и коммуникациями, жило в замкнутых, жестко сегментированных сообществах, не знавших, что творится в землях за 100 километров от них. Однако, по мнению Житенева, это ошибка.
"Мы склонны думать, что наши далекие предки верили – там край света, там живут драконы, беззубые белки, люди с собачьими головами. Идея об освоении планеты только XIX веку до сих пор доминирует, хотя это научный миф", - отмечает археолог.
Для нас первопроходцы, это люди вроде атамана Ермака или пионеров Дикого Запада, где торговлей, где мечом прокладывавшие путь к далеким горизонтам, торгуя и воюя с ранее неизвестными племенами, формируя новые этносы и очаги цивилизации.
Однако уже десятки тысяч лет назад находились смельчаки, небольшими группами осваивавшие континент, во враждебной среде в буквальном смысле протаптывавшие дорогу к технологической революции на свой страх и риск.
National Geographic включил Памирский тракт в топ-5 лучших мест в ЦА
"Люди могли привозить руду из горного Алтая в Европу, чтобы делать бронзу, шли Великим шелковым путем, передавали технологии, товары и знания, - словом, как-то общались между собой, - поясняет Житенев. - Человек с начала своего существования начинает осваивать Евразию целиком, она нужна ему вся. Появившись здесь, Homo sapiens идет не в Европу, он идет на Алтай, затем в Центральную Азию, ему здесь хорошо".
Примерно 15-20 тысяч лет назад связи между сообществами в Евразии становятся довольно глубокими.
Людей становится демографически больше, и они начинают хорошо представлять себе объем необходимых им ресурсов в тех или иных регионах. Например, нужен крепкий камень для надежного копья или рубила - и наши упорные предки идут за сотни километров для того, чтобы взять этот камень.

Верблюд в святилище

Но бывают случаи, доказывающие, что люди каменного века шли за тридевять земель не ради насущных потребностей, дескать есть там хороший кремень, в быту пригодится, а просто желая насытить духовный голод или свою тягу к прекрасному.
Лучшее подтверждение последних лет - открытия в Каповой пещере на Южном Урале. Там находятся святилища, где люди не жили, но приходили туда рисовать на стенах и совершать неизвестные нам обряды.
Древние захоронения царей обнаружены в крепости Ямчун
И рисовали они тех же животных, что и Homo sapiens на расстоянии примерно 5000 километров на территории Франции, Испании: лошадей, мамонтов, бизонов, крупных рыб - типичных животных эпохи Ледникового периода.
Но на Урале древние рисуют еще одно животное, больше никем тогда еще не изображенное - двугорбого верблюда.
Дело в том, что верблюд водился либо в Прикаспийском регионе, либо в Средней Азии, то есть не там, где был запечатлен. И если человек анатомически правильно нарисовал верблюда, значит, он его уже где-то видел.
Изображение верблюда в Каповой пещере
"Он прошел тысячи километров с Урала в Центральную Азию и обратно, неся с собой образ верблюда. Образ очень важный для миропонимания, раз человек пожелал изобразить его на стенах святилища. Значит, связи между землями были мощными не только в сфере ресурсов, а также за счет восприятия некой территории как родных мест", - пояснил археолог корреспонденту Sputnik Таджикистан.
Вдобавок, найденные археологами маленькие раковины, которыми люди украшали свою одежду, также родом из Прикаспийского или Центрально-Азиатского региона.
По словам Владислава Житенева, люди с Урала воспринимали Центральную Азию каменного века если не как родину, то как родные места.
Сорок девушек, защитивших Таджикистан от Чингисхана, и другие легенды края
"Для них эти пространства были очень близки, – полагает ученый. - Сейчас мы назовем это интеграцией, хотя, вероятно, в те времена придумали бы более душевное слово".

Молодое настоящее Таджикистана

Сегодня молодых археологов учат не только аккуратно фиксировать находки, но и хотя бы примерно воссоздавать историю происхождения предметов в контексте изучаемого периода.
Для этого российские специалисты вместе с таджикскими коллегами, о которых Житенев отзывается как о людях высочайших профессиональных навыков, показывают студентам с одной стороны памятники археологии, а с другой - современный быт, чтобы люди из разных местностей лучше понимали друг друга, впитывали иную культуру.
Археолог: Пенджикент - это эталон древнего среднеазиатского города
"Прелесть таких научных экскурсий в студенческое время - ты начинаешь лучше понимать людей. Тебе не придет в голову спросить, что за незнакомый запах, ты скажешь: "Ого, люди плов готовят, надо бы познакомиться с ними". Это такие вещи, которые на бытовом уровне в крупном городе могут забываться", - подчеркивает ученый.
Площадкой для такого взаимообмена культурным опытом, по мнению Владислава Житенева, стал недавний российско-таджикский форум "Деловая Евразия" в Душанбе, в котором приняли участие студенты и молодые специалисты из обеих стран.
"Я не ожидал такого количества людей, причем подготовленных. Это не те люди, кого загнали, чтобы увеличить массовое присутствие, - делится впечатлениями археолог. - Вообще не было ни одного человека, который бы отсиживался – все слушают, участвуют, спорят".
Больше всего Житенева удивило то, что на форум не поленились приехать студенты из отдаленных районов страны, хотя такое путешествие могло занять у них не один день поездки через горы в столицу.
В Таджикистане за трудоустройство выпускников будет отвечать госучреждение
И молодые ребята из Хорога, Мургаба, Дарвоза активно участвовали в дискуссии, предлагая свои собственные идеи решения насущных проблем.
"Не было такого: не могли бы вы принести все на блюдечке с золотой каемочкой? Напротив, была идея - сделать самим, потому что есть собственное видение задачи. И я искренне надеюсь, что такие встречи будут продолжаться по одной причине - люди вырастают. Вот эти деятельные ребята - они уже почти перестали быть будущим, они – настоящее".